Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Классики искусствознания. Эрвин Панофский

«За девять дней до смерти Иммануила Канта посетил его врач. Старый больной и почти ослепший Кант поднялся с кресла и стоял, дрожа от слабости и бормоча невнятные слова. Наконец его преданный друг понял, что он собирается стоять до тех пор, пока не сядет посетитель. Тот так и сделал, и тогда Кант позволил усадить себя в кресло и, отдышавшись, проговорил «Das Gefuhl fur Humanitat hat mich noch nicht verlassen» («Чувство человеческого еще не оставило меня»). Двое присутствовавших при этом людей были растроганы почти до слез. Ибо если в XVIII веке слово Humanitat стало обозначать всего лишь вежливость светскую учтивость, то для Канта оно было наделено несравненно более глубоким смыслом, особо подчеркнутым обстоятельствами момента, и подразумевало присущее человеку гордое и трагическое понимание им самим избранных и утвержденных принципов, противостоящих его фатальной подверженности болезням, старению и всему, ассоциирующемуся со словом «бренность».

С исторической точки зрения, слово humanitas имеет два четко разграниченных значения – первое из них возникает из контраста между человеком и тем, что стоит ниже его, второе – из контраста между человеком и тем, что его превосходит. В первом случае humanitas означает преимущество, во втором – ограниченность...

Понятие о humanitas как преимуществе было выработано в кружке, объединившемся вокруг молодого Сципиона и несколько позже включившем в себя Цицерона, ставшего наиболее красноречивым выразителем его идей. Оно означало качество, благодаря которому человек отличается не только от животных, но, прежде всего,от тех, кто принадлежит к роду homo и все же не заслуживает имени homo humanus, то есть от варваров и неучей, лишенных того, что принято было называть pietas и ….. , то есть уважения к этическим ценностям и того тонкого сочетания образованности с безупречным воспитанием, которые мы можем охарактеризовать лишь порядком дискредитированным словом «культура».

В средние века на смену этой концепции была выдвинута другая, в которой человеческое противопоставлялось не столько животному или варварскому, сколько божественному. С этим понятием теперь чаще всего связывались понятия о слабости и бренности: humanitas fragilis, humanitas caduca.

Таким образом, ренессансная концепция humanitas уже с самого начала имела двоякий аспект. Новый интерес к человеческой природе был основан как на возрождении классической антитезы между humanitas и barbaritas или fecitas, так и на сохранении средневековой антитезы между humanitas и divinitas

Из этого двойственного представления о humanitas и родился гуманизм. Это не столько идейное движение, сколько жизненное кредо, которое можно определить как убеждение, основанное на вере в человеческие ценности (разумность и свободу) и на понимании человеческого несовершенства (непостоянства и слабости), - убеждение, порождающее два постулата: ответственность и терпимость…»

Из статьи «История искусств как гуманистическая дисциплина» (1940)

Перевод М.Н.Соколова (Советское искусствознание. Вып. 23. 1988)


Эрвин Панофский (1892-1968) – историк и теоретик искусства, один из крупнейших представителей немецкой науки об искусстве 1920-х годов и американской университетской искусствоведческой школы 1930-1960-х годов. С 1935 по 1962 год – профессор Пристонского университета и член входящего в него Института высших исследований (как и физик Альберт Эйнштейн, с которым его связывала многолетняя дружба).



Tags: Панофский, искусствознание
Subscribe

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Без переводчика уже не обойтись…

    Удивительная заметка встретилась в «Вечерней Москве» от 27 октября 1966 года (для удобства разрежу ее на две части): На первый взгляд, бред…

  • 1927–29: от самоиронии до классовой вражды

    29 января 1927 г. Если в начале 1927 года на страницах «Вечерней Москвы» можно было встретить даже самоиронию, а в середине 1928 года – серьезные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments