Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Параджанов и Пазолини


Сергей Параджанов



Пьер Паоло Пазолини


Интересно сравнить «Тени забытых предков» Параджанова (1964) и «Царя Эдипа» Пазолини (1964).

Оба фильма строятся на изображении иррационального сюжета в эпическом масштабе. Рок, судьба движут героями, и то, что суждено им изначально, неотвратимо настигает их, независимо от чьих-либо действий.

Параджанов глубоко затягивает зрителя в омут художественного образа; он завораживает, одурманивает, шаманствует – и это неразрывно связано с мистическим раскрытием темы.

Как это формально решается?

Прежде всего, Параджанов делает всё, чтобы уменьшить, порой разрушить дистанцию между произведением и зрителем. Частые переходы от дальних и средних планов к ближним и очень ближним (взгляд камеры сквозь деревья, листья) задают постоянное движение восприятия «к изображению» и, в конечном итоге, затягивают зрителя в изображаемое действо. Этому же служат и эмоциональный напор, повышенная музыкально-звуковая аппелятивность многих сцен (в особенности групповых).

В то же время усложненность изобразительной формы – игра светом и цветом, эффекты, экспрессивное движение в кадре и самой камеры, разноритмичный монтаж кадров внутри эпизодов и стыковка разноритмичных эпизодов – всего этого много, и это завораживает, сбивает с толку, создает ощущение неустойчивости, постоянного движения, дурманит зрителя, делает его свидетелем и невольным соучастником некоего «шаманства».

Очень много прямого символизма и мистики, перекличек впечатлений от живописи (Брейгеля, Джотто, Караваджо, Васнецова, Врубеля, Шагала и т.д.). При этом явно символические сцены резко монтируются с бытовыми, натуралистическими, из-за чего последние воспринимаются как бы в инерции предыдущих, что усиливает общую неустойчивость, разрушает привычную опознаваемость предметного мира.

У Пазолини, при некотором сходстве чисто внешних, атрибутивных форм, в том числе и музыкальных, образ выстроен совершенно иначе.

Пазолини дистанцирует зрителя от своего повествования. Этому служат и обрамление основного рассказа, и доминирующая статичность камеры (которая никуда не уводит за собой), и частая фронтальность движения внутри кадра и общая устойчивость форм. Пазолини строит свое изображение простыми и ясными для восприятия средствами и не «наводит тень на плетень» даже когда показывает, казалось бы, загадочные и таинственные сцены – пророчество дельфийского оракула, сфинкса, побежденного Эдипом – камера работает без эффектов, порой почти документально.

Все эти приемы выражают у Пазолини совершенно другое раскрытие темы. Если у Параджанова иррациональное (рок) необъяснимо и покрыто мраком непознаваемости, также, как непостижим второй лейтмотив его фильма – белый (духовный) цвет, противопоставленный этой тьме, то у Пазолини иррациональность судьбы глубочайшим образом познается героем и зрителем (автором), и в этом познании заключается возвышающий и освобождающий катарсис искусства. Чего нет у Параджанова, при всей его потрясающей художественной выразительности.

Нужно отметить, что изначально (у Софокла) Эдип сознательно – сам приносит себя в жертву, чтобы искупить осуществленный грех и отвести напасть от своего народа. И чтобы раскрыть эту тему, нужна была ясно опознаваемая и последовательно рациональная форма. Пазолини абсолютно точно воспроизводит сюжет Софокла и усиливает эпический масштаб образа, переводя героев в настоящее время, проводя через эпизод с мелодией «Вы жертвою пали…» и возвращая на то место, где ребенок пришел в этот мир – круг замыкается, камера так же, как и в начале фильма скользит вдоль трепещущих на ветру листьев…

Tags: *кино, Пазолини, Параджанов, восприятие искусства
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments