Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

О живописи Константина Сутягина

Photobucket

Ночная прогулка. 2008
60х60, х., м.


Замечательный живет художник в Москве – Константин Сутягин.
Живет, работает, выставляется.

Вот уже лет двадцать его картины привлекают к себе внимание на выставках, и сейчас в галерее «Ковчег» в экспозиции «Мешает жить Париж» среди фантастически сильной компании – от Руо, Паскина, Вламинка, Утрилло, Дерена до Фалька, Древина, Удальцовой, Истомина, Софроновой, Григорьевой – два холста Сутягина смотрятся достойно и самобытно.

Давно хотелось высказаться о его творчестве, и вот появились повод и возможность: в серии «Московская школа живописи» вышла книга-альбом «Константин Сутягин. PRO счастье и живопись», включающая 160 репродукций работ художника с 1991 по 2008 год, а также его тексты. Воспользуюсь превосходными иллюстрациями из этого издания.

С первого взгляда на картины Константина Сутягина начинает проявляться интригующая двойственность впечатлений: сквозь откровенно «наивную» манеру изображения явственно проступает утонченное цветоощущение, а при очевидном стилистическом единстве (работы Сутягина трудно спутать с чьими-то другими) почти каждый холст отличается от другого не только сюжетом, но и своими особенными обостренными оттенками настроения (что отнюдь не свойственно откровенно «наивным» художникам – Митькам, Владимиру Любарову, Кате Медведевой...).

И что интересно отметить: именно интонационное разнообразие любого ряда работ Сутягина, необычайно живое и привлекательное само по себе, как-то незаметно выводит нас за пределы незатейливо-затейливого разговора, который ведет с нами автор, и погружает в чистое созерцание его живописи, которое оказывается не менее увлекательным делом, чем прогулки по московским бульварам или рассматривание публики в парижском кафе.

В какой-то момент восприятие переключается на живописно-музыкальный лад и начинает видеть редкостную чистоту и звучность цвета...

Photobucket

Чистопрудный бульвар. 2005
50х70, х., м.




...или чудесные нестройные аккорды

Photobucket

Москва-река. 2006
40х50, х., м.





...или звуки задумчиво-основательные, как протяжный гудок парохода

Photobucket

Кофейный натюрморт. 1999
50х60, х., м.




...или какие-то сложные, почти тяжелые ритмы

Photobucket

Карусель. 2004
46х54, х., м.




...или совсем нежные мелодии

Photobucket

Река. 1992
40х90, х., м.





А по мне, так чаще всего в картинах Константина Сутягина светится поп-артовская веселость цвета, замешанная на остроте и свежести классического джазового ритма, как у Бенни Гудмана в композиции «Бах приходит в город»:





Photobucket

Пречистенка. 2007
50х60, х., м.




Photobucket

Московский троллейбус. 2007
60х80, х., м.





Photobucket

Calvados. 2002
50х70, х., м.





Photobucket

Парижский натюрморт. 1997
55х65, х., м.





Photobucket

Ночь темна. 2008
90х120, х., м.


Photobucket

Счастье. Красный пароход. 1996
70х80, х., м.





Но, вдруг, что-то выбивает тебя из отвлеченного созерцания и снова оказываешься в обстановке рассказа: замечаешь обрезанные тополя, снег, тусклое зимнее солнце, персонажей и фразу, от которой так просто не отделаешься. Правда жизни. Не то чтобы особо драматичная, но весьма обстоятельная и очень задушевная, как застольная беседа.

Photobucket

Люди ходят туда и сюда. 2008
50х60, х., м.





Photobucket

Журчат ручьи. 2008
70х70, х., м





Нельзя игнорировать тот факт, что в живописи Сутягина довольно много «литературы». Не в сюжетно-символическом смысле, конечно, а в самой разговорчивости, болтовне со зрителем: чуть глянешь на картину – и сразу ориентируешься на местности, вступаешь в контакт с предметной обстановкой. «Роман требует болтовни», – говорил Пушкин, и 160 картин художника Сутягина – это своеобразнейший разговорный роман в картинах, поэтический и непринужденный. Но возникает вопрос: что же все-таки играет первую скрипку в картинах Сутягина – сам разговор или музыка этого разговора?

Оставим этот вопрос без ответа. Должна же оставаться художественная игра, загадка, в конце концов, наше собственное зрительское восприятие. Сегодня вечером, после трудного дня, мы рассмотрели картину при электрическом освещении и увидели одно. А завтра утром, в выходной день, мы взглянем на ту же самую картину при солнечном свете и обнаружим в ней нечто совсем иное. Потому что это – живопись, и настоящий художник в ней много чего запрячет, при том, что всё будет оставаться перед нами – на поверхности холста. От нас, зрителей, требуется только одно – доверие. Собственно, с этого и начинает обращение в своей книге к читателю-зрителю Константин Сутягин: «Вся моя живопись держится на доверии. Если зритель мне не доверяет, ему моя живопись, как правило, не нравится, и он считает меня жуликом, который просит за недописанную картину сумасшедшие деньги».

Если вы, мои дорогие читатели, после всех этих картин и слов не поверили живописи Константина Сутягина, то и на это вы имеете полное конституционное право.

P.S. ЖЖ К.Сутягина: http://ksutyagin.livejournal.com/
.
Tags: Сутягин, восприятие искусства, живопись, мой вернисаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments