Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

На оборотах старых фотографий

Предлагаю порассматривать обороты фотографий из дореволюционных семейных альбомов Чаплиных-Кутыриных и узнать немало интересного о московских мастерах-фотографах.

Photobucket

1867


Тулинов Михаил Борисович (1823-1887), известный московский фотограф. Приехал в Москву и открыл свое заведение в 1861 г., купив ателье у художника Зимулина вместе с фотографическими машинами, мебелью, фонами. В ноябре 1863 г. Тулинов получил аттестат Академии художеств. С получением аттестата мастер приобретал право внести слово «художник» в вывеску своего заведения и в бланки фотографии. В течении 1864 г. М.Б.Тулинов был фотографом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, выполнял задания на территории Московского зоологического сада. В июле 1864 г. журнал «Фотограф» сообщил о том, что «во время посещения Государем Императором Зоологического сада в Москве фотограф Русского общества акклиматизации Тулинов имел честь поднести Его Величеству альбом фотографических видов и снимков с животными сада, который всемилостивейшее принят». Тулинов облюбовал территорию Зоологического сада для своего второго ателье, и с августа 1865 г. оно уже функционировало. В 1867 г. случился пожар в его ателье на Кузнецком мосту, нанесший большой материальный ущерб всему заведению: после восстановления от ателье в Зоологическом саду Тулинову пришлось отказаться. В 1873-1877 годах на обороте бланков тулиновских работ размещался следующий текст: «Фотография Тулинова. Москва, Мясницкая, Вятское подворье против д. Черткова». В 1877 г. фотография Тулинова перешла к Дмитровскому мещанину Ивану Гиммеру.






Photobucket

Начало 1870-х


Шитов Тимофей Васильевич – ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества; в 1852 г. за акварель «Девушка, вяжущая чулок» Академией художеств был удостоен звания свободного художника. Свою первую собственную фотографию открыл в апреле 1866 г. «на собственной земле в Мещанской части 4-го квартала», но в декабре 1867 г. ателье было закрыто, так как к этому времени Шитов приобрел фотоателье у прусского подданного Альберта Германа – в 4-м квартале Арбатской части, у Никитских ворот, в доме Станкевича. В конце 1872 заведение было закрыто. С 1874 по 1894 г Шитов держал ателье на Пречистенском бульваре в доме барона Саморуги (дом №17 на углу Пречистенского бульвара и Сивцева Вражка).






Photobucket

1867-1872


Photobucket

Середина 1870-х

В 1858 г. Александр Эйхенвальд получил звание неклассного художника «живописи портретной за портрет г-на Авраменко». В Москве появился в 1867 г., где приобрел «фотографическое заведение отставного поручика П.Ф.Симоненко, находящееся Тверской части 5-го квартала, на Петровке, в доме Осипова». На Политехнической выставке 1872 г. в Москве А.Ф.Эйхенвальд получил золотую медаль «за фотографические портреты и карты». Александр Эйхенвальд первым из московских фотографов стал делать съемку при электрическом освещении, что позволило работать и по вечерам. 1 октября 1884 г. Эйхенвальда сообщил в «Московских ведомостях» о своем новом адресе: «Пассаж Попова на Кузнецком мосту в Москве, фотография Эйхенвальда на 2-м этаже, № 50». В октябре 1894 г. заведение переведено на Петровку, № 24, в дом Пенского, напротив аптеки, а в 1896 г. оно было продано К.Д.Лупандину.






Photobucket

1872-1876

Дьяговченко Иван Григорьевич (1835-1887). В 1867 г. купил заведение у А.А.Белоусова на Лубянке, в доме кн. Голицына, против Московского страхового общества. На Политехнической выставке 1872 г. в Москве Дьяговченко удостоился Большой золотой медали «за фотографические виды». После выставки началась его слава как лучшего фотографа Москвы, что отражено в «послужном списке» Ивана Григорьевича» на бланке появилось изображение медали и сообщение, что Дьяговченко – «фотограф Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Императорских театров в Москве на Большой Лубянке, д.кн.Голицына». В 1876 г. после длительных уговоров Дьяговченко продал свое знаменитое ателье на Большой Лубянке поэту и переводчику Г.А.Хрущову-Сокольникову. Для своего нового заведения Дьяговченко подыскал помещение на Кузнецком мосту, где ранее было фотоателье Тулинова: в Мясницкой части 1-го квартала, в доме Тверского архиерейского подворья, под № 66 на Кузнецком мосту. К услугам Дьяговченко обращались известные писатели, поэты, артисты и именно ему художники предпочитали отдавать на съемку свои картины. С 1881 г. на обороте бланков Дьяговченко появилось изображение российского герба и новая запись» Двора Его Императорского Величества фотограф И.Дьяговченко», что было связано с восшествием на престол покровителя фотографа Александра III. В 1889 г. фотографическое заведение было куплено у вдовы И.Г.Дьяговченко К.А.Фишером, с условием сохранения в названии фирмы имени прежнего владельца.






Photobucket

Конец 1870-х

Хрущов-Сокольников Гавриил Александрович (1845-1890), титулярный советник, известный переводчик, с 1879 по 1884 годах вместе с А.П.Чеховым и В.А.Гиляровским сотрудничал в журналах «Будильник», «Мирской толк», «Свет и тени». В 1876 году он уговорил известного фотографа И.Г.Дьяговченко продать принадлежащее тому заведение на Большой Лубянке, в доме князя Голицына, с условием сохранения в названии имени прежнего хозяина. Заказчики приходили не только сфотографироваться: им было любопытно взглянуть на поэта-фотографа. Сфотографировался здесь и Л.Н.Толстой. В 1879 г. передал фотографическое заведение своей жене Наталье Адольфовне Хрущовой-Сокольниковой (Павлиновой).






Photobucket

1895-1900

Фишер Карл Андреевич (1859- после 1923), прусский подданный, владелец фотографических заведений в Самаре и Оренбурге, впервые появился в Москве в 1882 г. на Всероссийской фотографической выставке, где был удостоен золотой медали за свои мастерские фототипии. С 1889 г. К.А.Фишер стал «преемником Придворной фотографии И.Дьяговиченко» в Москве, заведение перешло ему от вдовы Матрены Яковлевны Дьяговиченко. Окончательно ателье было им выкуплено только в 1895 г., и бланке появилась надпись: «Фотография К.А.Фишера, бывшая Дьяговиченко». Творческий расцвет Карла Фишера пришелся на 1890-е – 1900-е годы. Одним из его замечательных начинаний стало фототипное издание каталогов и альбомов художественных выставок. С конца 1890-х Фишер начал издавать способом фототипии открытки видов городов России с оригинальных фотографий А.О.Карелина, М.П.Дмитриева и своих собственных. Один из основателей и председатель Русского фотографического общества (с 1898 по 1907 г.).






Photobucket

1875-1878

Досекин Василий Сергеевич (1835-1887). С 1875 г. по 1878 г.имел собственное заведение в Арбатской части 5-го квартала на Тверской улице в доме тайного советника Шаблыкина. На фотографической выставке в Берлине в 1865 г. В.С.Досекин получил медаль за портреты, а на Политехнической выставке 1872 г. в Москве удостоен золотой медали «за фотографические портреты в рост».






Photobucket

Начало 1880-х

Левитский (Левицкий Василий Васильевич, московский мещанин, открыл фотографическое заведение на Арбатской улице, в доме графа Толстого, в 1879 г. Вместе с фотографическим заведением им были куплены у архитектора Л.К.Коромальди фотолитография и фотометаллография. В 1890-х годах заведение Левитского уже не работало.






Photobucket

Середина 1880-х

Трунов Георгий Васильевич, мещанин из Ростова что на Дону, фотограф Общества спасения на водах, открыл свое фотографическое заведение в Тверской части 2-го квартала, в доме Арманд (на Арбатской площади, на углу Воздвиженки). С 1881 г. в «послужном списке» мастера значилось, что он находится «под высочайшим покровительством Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны». В 1883 г. Трунов был удостоен благодарности «Его Императорского Величества за фотографию» и отмечен «подарком Его Высочества Павла Александровича за фотографию», о чем и было сообщено на оборотах фотографических бланков. В 1883 г. на Петровке, в доме Соколова, над магазином Вандраг, Труновым было открыто еще одно фотоателье, а в 1885 г. заведение на Арбатской площади было переведено в ателье на Петровку. С 1892 г. владелицей дома стала В.Н.Фирсанова, и на оборотах бланков Трунова был указан адрес: «Дом Фирсановой, над магазином Вандраг». В 1893 г. Фирсанова вышла замуж за корнета А.Н.Ганецкого и сменила фамилию, что также нашло отражение на бланках ателье Трунова: «Дом Ганецкой, бывшей Фирсановой, над магазином Вандраг». После смерти Александра III в 1894 г. из рекламы фотографа исчезает упоминание о покровительстве императрицы Марии Федоровны. В 1904 г. ателье Трунова переехало в дом Лямина на Тверской, в 1911 г. – в Столешников переулок, дом № 8. Здесь и застал фотографа 1917 год. В 1924 г. по этому адресу находилась фотография ВЦИК.






Photobucket

1886-1890

Овчаренко Егор Максимович, Курской губернии Грайворонского уезда слободы Ивановской-Лисицы собственник крестьянин (ум. 1902)
Держал фотографическое заведение совместно с дворянином Генрихом Игнатьевичем Булгаком с 1876 г.; с 1886 г. Булгак открыл ателье на Тверской улице, в доме Олсуфьева (до 1894 г.), а фотография Е.М.Овчаренко также располагалась на Тверской улице, «близ дома генерал-губернатора, рядом с магазином Андреева». В начале 1890-х (после закрытия ателье Булгака) фотографическое заведение Овчаренко переехало в дом Олсуфьева. В 1902 г. он продал фотографию Алексею Ефимовичу Кузнецову.







Photobucket

1889



Photobucket

Начало 1890-х

Конарский Мариан Николаевич (ум.1901), уроженец Царства Польского, житель Варшавы, совместно с женой Каролиной Адольфовной Конарской открыл «Новую фотографию» в 1863 г.. Ателье размещалось в 4-м квартале Тверской части, на Тверской улице, в доме Манухиной, № 34, над знаменитой калачной Филиппова. К 1869 г. Конарский – фотограф Императорских театров в Москве. С 1875 до 1881 г. его ателье располагалось в 1-м квартале Мясницкой части, на Кузнецком мосту, в доме Солодовникова; с 1881 г. – в 4-м квартале Тверской части, в Газетном переулке, в доме Хомяковых (с 1890 г. переулок был переименован в Камергерский, а дом перешел от Хомякова баронессе Шеппинг). На Всероссийской промышленной выставке 1882 г. в Москве удостоен бронзовой медали. В 1899 г. заведение было продано новому владельцу – Н.Н.Иванову.







Photobucket

1890-е

Бродовский Роман Флорович, дворянин. В начале 1890-х открыл фотоателье по адресу; Кузнецкий переулок, угол Кузнецкого моста, дом Хомяковых № 2. С 1898 г. на обороте появляется изображение медали с надписью: «С.-Петербург. 1898 г. Министерство Русского общества». СВ 1915 г. ателье Бродовского переехало на Большую Никитскую улицу, дом № 9.







Photobucket

1894-1895

Ренар Отто, прусский подданный, открыл фотографическое заведение в Москве в 1881 г. Награжден бронзовой медалью Фотографической выставки 1882 г. в Москве. В 1885 г. его фотоателье значится на Тверской улице, в доме Андреева. В 1886 г. ателье переведено в Газетный переулок, в дом баронессы Шеппинг, напротив Частного оперного театра, но с 1889 г. вновь вернулось на Тверскую в дом Д.Андреевой. В 1894 г. на Фотографической выставке в Петербурге фотоцинкографии и фототипии Ренара удостоены серебряной медали, в 1896 г – золотыми медалями на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде. В 1900 г. Отто Ренар продал свое фотоателье своему компаньону Н.С.Никольскому с условием сохранения названия фирмы «Отто Ренар».







Photobucket

Вторая половина 1890-х

Данилов Иван Степанович, московский цеховой, значится с 1894 г. владельцем фотографического заведения на Мясницкой улице, в доме Кабанова. С 1900 г. это заведение значится за Даниловым Иваном Даниловичем, а в 1901-1902 г. дом Кабанова сменяется домом Котова на той же Мясницкой. С 1903 г. ателье находится вновь в доме Кабанова, а с 1909 адрес заведения значится: Мясницкие ворота, д. 30. В 1912-1913 г. оно находится по адресу: Мясницкие ворота, д.2, в 1914-1916 – Мясницкие ворота, д.28.







Photobucket

1899

Шерер Мартин Николаевич (? – 1883)
Набгольц Георгий Иванович (? – 1883)
В конце 1860 г. баденский поданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц, временно московские купцы 1-й гильдии, приобрели известную не только в Москве, но и на всю Россию фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы имени прежнего владельца. Так появилась фотографическая фирма, которая оставила большое наследие будущему поколению: виды городов, портреты современников, каталоги художественных, антропологических, мануфактурных и других выставок. Фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера». Сам М.Н.Шерер был великолепным фотографом. Он снял первую фотографическую панораму Москвы (с храма Христа Спасителя; издана в 1867 г.). За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды – права изображать на изделиях российский герб. Но этим правом Мартин Шерер и Георгий Набгольц уже не пользовались, так как в 1867-1868 гг. они сдали фирму в аренду А.И.Мею. Уехав в Германию, Шерер обосновался в Дрездене, открыл там фотоателье. Альберт Иванович Мей (1842-1913) арендовал фирму с условием сохранения ее прежнего названия (в новое название ввели только знак «Ко»). Арендный способ передачи оставлял за фирмой ее прежние заслуги и права, в том числе право воспроизводить на своих работах прошлые награды (медаль Фотографической выставки 1865 г., изображение российского герба, пожалованного за выполнение государственного заказа) и выполнять заказы императорского двора, т.е. называться «фотографом Его Императорского Величества». С 1868 г. по 1896 совладельцем фирмы был М.А.Шиндлер. К концу 1870-х гг. фирма «Шерер, Набгольц и Ко» зарекомендовала себя одной из лучших в различного рода фотопечатных работах. Это было замечено на Московской фотографической выставке 1882 г., где А.И.Мей и М.А.Шиндлер получили серебряную медаль. Председатель Московского биржевого комитета Н.А.Найденов, поручил им исполнить фотогравюры и фототипии с фотографий для своего масштабного издания альбомов с видами Москвы. Деятельность фирмы в 1882 г. была отмечена еще одной наградой: правом изображать государственный герб (это был уже второй герб на бланке фирмы). В 1896 г. на выставке в Нижнем Новгороде Шиндлер и Мей были удостоены этой высокой награды в третий раз. До 1894 г. фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 г. ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г. Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фотографии и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. Ателье любили посещать актеры, композиторы, писатели, художники. Услугами А.И.Мея пользовался Л.Н.Толстой; портреты его получались настолько удачными, что их брали за основу для гравировальных работ художники А.Бем (1900), Г.Вейль (1901), Г.Карпунин (1910), И.Рундальцев (1910) и др. Фирма «Шерер, Набгольц и Ко» участвовала во всемирных фотографических выставках, например, в Стокгольме (1897). Очень популярными были выпускаемые фирмой серии открыток: типы народов России и виды городов, которые исполнялись не только по собственным фотографическим работам, но и по снимкам других фотографов. С 1910 г. фирма стала издавать и цветные фототипии. Особенным в жизни А.И.Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого Времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. На рубеже веков Фирма «Шерер, Набгольц и Ко» стала самым большим заведением по изданию тематических открытых писем в стране.







Photobucket

1899

Остроумов Павел Константинович, потомственный почетный гражданин. Имел фотографическое заведение: 1894-1895 гг. – в Басманная часть, 1-й участок в доме Яновой; 1896 г. – Покровка, дом Занковского; 1897-1898 г. – Петровка, дом Занковского; 1899-1908 – Немецкая, дом Занковского № 6. В 1899-1904 г. держал одновременно второе заведение на углу Тверской и Оружейного переулка, в доме Журавлева № 1. С 1910 по 1924 г. фотоателье на Немецкой улице в доме Занковского записано за Остроумовым Петром Константиновичем.







Photobucket

1904-1905

Бауэр Евгений Францевич в 1903 г. имел фотоателье «Бауэр» на Тверской улице в доме Омон (угол Тверской и Садовой, дом № 79), которое в 1904 г. перешло к Марте Карзинкиной. В 1906 г. фотоателье «Бауэр» сперва переходит к Янковскому, а затем – к Айвазову Айвазу Аввакумовичу, который назвал свое заведение: «Гани, бывшая Бауэр». По названием «Гани» ателье просуществовало до 1924 г.







Photobucket

Конец 1900-х

Фотоателье Стейкера Александра Федоровича находилось по адресам: 1906-1911 гг. – Тверская улица, в доме Линдштедта № 21 против Саввинского подворья (между Брюсовским и Газетным переулками), 1912 г. – Тверская, 24, Саввинского подворья, с 1913 по 1925 г. – Тверская, 23.






Photobucket

1913

Павлов Петр Петрович (1860-1925?), крестьянин. С 1891 г. открыл собственное фотографическое заведение на Мясницкой, в доме Вятского подворья, против книжного магазина братьев Салаевых. До этого 10 лет работал в фирме «Шерер и Набгольц и Ко». На фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде (1896) работы Павлова были удостоены бронзовых медалей. С 1898 г. П.П.Павлов проводит крупномасштабную съемку достопримечательных мест Москвы и ее архитектурных памятников. В 1912-1913 гг. Московское городское управление выпустило большого формата «Альбом зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению. Т.1» (второй том не вышел). Альбом содержит 220 выполненных П.П.Павловым фототипий. В 1914 г. фотограф переехал на Петровку, в дом № 28/16. В 1924 г. его адрес указывался так: Петровка, дом № 28/2.




Материалы о московских фотографах взяты из книги Т.Н.Шиповой «Фотографы Москвы (1839-1930). Биографический словарь-справочник». «Совпадение», М., 2006




Photobucket

По этому фотоателье материалов пока не нашлось.
Может быть, кто-нибудь что-то подскажет?..




И еще несколько оборотов фотографий, сделанных в других городах и странах:


Photobucket

Фотограф Н.Лоренковичъ, Б.Морская, 26
Начало 1870-х





Photobucket

1906





Photobucket

1897






Photobucket

1886





Photobucket

1880-е





Photobucket

1878
Tags: Кутырины, Чаплины, семейное, старая Москва, старые фотографии
Subscribe

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Чтение на лето (1950)… а также:

    – В гостях у Мао Цзе-дуна – «Лапы прочь» (стишок Маршака к дню ВДВ) – милейшая картинка худ. Ефанова – и крайне малоизвестный эпизод из жизни…

  • Мазине в этом фильме «нечего делать»

    (из статьи киноведа Семена Гинзбурга, которая будет представлена ниже...) (также будет рассказано и о дебюте 19-летней Умы Турман...) Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Чтение на лето (1950)… а также:

    – В гостях у Мао Цзе-дуна – «Лапы прочь» (стишок Маршака к дню ВДВ) – милейшая картинка худ. Ефанова – и крайне малоизвестный эпизод из жизни…

  • Мазине в этом фильме «нечего делать»

    (из статьи киноведа Семена Гинзбурга, которая будет представлена ниже...) (также будет рассказано и о дебюте 19-летней Умы Турман...) Но…