Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Тредиаковский хлебникует…

…хотя оппоненты могут признать здесь чистой воды супрематические опыты в духе раннего Малевича:

Василий Тредиаковский

Ворон и Лисица

Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почтивши,
И его вещбу еще также похваливши,
Прямо говорила: «Птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя,
И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».
Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал сколько можно громче кракать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себе печать.
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
«Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех».

1752

(«птица… Зевсова» – орел; «без сердца мех» – чучело)


Но ведь как же деликатно комментировал сии эксперименты Гаврила Державин, говоря лишь о «забавном русском слоге» (1796), – в то время как Александр Бенуа (несколькими годами позже) буквально изнемогал страстями, оценивая способы выражения своих товарищей по искусству:

«Выставка Брака.
Не уверен, что до того дня, когда появится это мое письмо, будет продолжена выставка Брака в галерее Розанбера (№ 21, на той же улице Ла Боэси), но если бы она была еще открыта, то я очень рекомендовал бы посетить и ее. Брак принадлежит к группе Пикассо. Его излюбленной за последние годы, скорее даже единственной формулой является та окрошка форм, которая была изобретена «великим Пабло» и которая является одним из «классических» способов выражения кубизма. Читатель знает мое отношение к этой «grimace de notre temps». [Гримасе нашего времени (франц.).] Я ее не люблю, и, каюсь, я был бы счастлив, если бы в один прекрасный день узнал, что какая-то специальная катастрофа уничтожила всю подобную продукцию... И все же... я не могу не любоваться красотой, светящейся из картин Брака, и, мало того, мне трудно себе представить, каким иным образом художнику удалось бы выразить свой «идеал», свое изумительное чувство краски, как не этим, как не коверкая и искажая формы, как не истолчив всякую всячину в ступе и снова склеив получившиеся осколки, обломки и обрывки в произвольном порядке.

В какой пропорции в этом «передовом для вчерашнего дня» (и, несомненно, уродливом) искусстве заключается самовнушение, в какой — подлинная подсказка или изысканная красочная призванность, невозможно определить. Но трудно противиться даже человеку, ненавидящему уродство, юродство и нарочитую гримасу, тому шарму, который излучается из этих произведений, как-то совершенно окутывая зрителя. Пусть погибнут и они в том вожделенном мною ауто-да-фе, плакать о них я бы не стал (без них стало бы «легче жить», ибо в покоряющем соблазне этих уродств есть нечто мучительное, угнетающее), но какова же сила прельщения подлинного дара, если он оказывается действующим даже вопреки всем требованиям рассудка и совести!

«Гляжу я на тебя, — поется в «Пиковой даме», — и ненавижу, а наглядеться вдоволь не могу»... Совершенно то же, что Герман чувствует перед портретом графини, ощущаю и я перед иными картинами Брака, а иногда и перед картинами вообще мне ненавистного Пикассо. Впрочем, из двух я предпочитаю именно Брака. Моментами я в нем ощущаю с совершенной ясностью ту же «французскую стихию», тот же подлинный французский вкус, который так меня трогает и волнует в Шардене, в Дега, в Вюйаре. Какая тайна живопись и вообще какой тайной проникнуто все искусство! Но разве не в этой «таинственности» самое существо и смысл его?»
(1938)

Photobucket

Жорж Брак. Женщина у мольберта. 1936.
х.м. 92х73. Институт искусств, Чикаго
.
Tags: Бенуа, Брак, Тредиаковский, живопись, поэзия
Subscribe

  • Словари вы мои, словари...

    Академия наук СССР. Институт русского языка. Словарь русского языка в четырех томах (под ред. А.П.Евгеньевой). М., изд-во «Русский язык», 1982. Том…

  • Бертолуччи против Годара?

    Выбирая вчера между «400 ударами» Трюффо с 14-летним Жаном-Пьером Лео и «Последним танго в Париже», решил пересмотреть фильм Бертолуччи. И, что…

  • Доброе утро!

    (и еще немало в комментариях...) .

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Словари вы мои, словари...

    Академия наук СССР. Институт русского языка. Словарь русского языка в четырех томах (под ред. А.П.Евгеньевой). М., изд-во «Русский язык», 1982. Том…

  • Бертолуччи против Годара?

    Выбирая вчера между «400 ударами» Трюффо с 14-летним Жаном-Пьером Лео и «Последним танго в Париже», решил пересмотреть фильм Бертолуччи. И, что…

  • Доброе утро!

    (и еще немало в комментариях...) .