Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Антилотман. Часть четвертая

Часть 1 - http://1-9-6-3.livejournal.com/300528.html
Часть 2 - http://1-9-6-3.livejournal.com/301053.html
Часть 3 - http://1-9-6-3.livejournal.com/301090.html

Образ не живет сам по себе в картине. Образ – это почти фантом. Индивидуальный фантом индивидуального восприятия. Отчасти он – нечто, что каждый из нас носит в себе, и всякий раз это нечто зажигается и во что-то превращается от новых впечатлений. В своей полноте образ – это вспененная настроением смесь заложенного в картину и моего сегодняшнего зрительского «я». Трудно сказать, что творится в голове художника, и что он вкладывает в картину, ведь я даже не знаю, что творится в моей собственной голове. Я только пытаюсь как-то зафиксировать эти всполохи впечатлений от картины и составить некое ощущение в целом – образ.

«Умозрение в красках» – эта красивая формула Трубецкого скорее описывает не саму живопись, но ее идеальное зрительское восприятие. А то, что создает художник – произведение живописи – есть воплощение идеи в красках. И оно, как прекрасная вещь, существует до поры без всякого зрительского на то участия. В своем безучастном внутреннем существовании произведение может быть рассмотрено знаточески, технико-технологически, иконографически, иконологически, формально-стилистически, семиотически и в иных научных ракурсах. И в результате этих рассмотрений, возможно, будет выстроен даже некий теоретический «художественный образ произведения», но в нем не будет и капли жизни – до тех пор, пока исследователь будет взирать на произведение беспристрастным взглядом ученого.

Да, господа и уважаемые дамы, считаю своим долгом утверждать: там, где начинается проникновение в образ, научное искусствознание заканчивается.

Но именно в момент пристрастного и свободного взгляда, в момент личного зрительского вдохновения рождается живой образ. А для зрителя-исследователя после немаловажных научных увертюр заканчиваются упражнения, и начинается созерцание – творческое познание искусства.

Созерцание. Привычное слово, но с легким привкусом парадокса. Если морфологически приставка со- указывает на совместный характер действия, то лексическое значение утверждает в нем прямо противоположный, индивидуальный характер. «Уединенное созерцание», «отстраненное созерцание» – вот естественные для него словосочетания.

В созерцании явственно присутствует безмолвие. Оно не отрицает коммуникацию, но твердо говорит ей: «Знай свое место!»

В созерцании – под натиском новых впечатлений – начинается ответная активизация собственного взгляда. Он погружается в творчество образа.

Но способен ли к творческому созерцанию взгляд машиниста, устремленный на сходящиеся и расходящиеся рельсы смыслов – прирученный и вышколенный систематическим мышлением взгляд?

В качестве свободного ответа на этот вопрос я бы предложил пересмотреть какой-нибудь из фильмов позднего Бунюэля или Иоселиани, с их чудесными и непринужденными столкновениями семантики и созерцания, инерции ясной картинки и неожиданных всплесков ритма. Только не смотрите фильмы Блие, в них уже вовсю используется вторсырье.

Продолжение следут...

Часть 5 – http://1-9-6-3.livejournal.com/302512.html

.
Tags: восприятие искусства, пальцем в небо
Subscribe

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Постскриптум ко вчерашнему о Менухине

    Сейчас слушал подряд бетховенский концерт в исполнении Когана (1966: https://youtu.be/dRSSKQU2z6c ) и опять в исполнении Менухина (1962:…

  • Менухин невероятный

    Записал вчера бетховенский скрипичный концерт в исполнении Менухина. И есть у меня этот же концерт в исполнении Когана. Вот сейчас, вечером добрался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments