Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

В поисках вишенки

У Константина Сутягина в очень интересной записи Исчезающая красота есть рассуждение о том, что «...«красота» интуитивно воспринимается, как вишенка на торте: приятно, но можно и без вишенки торт съесть...»
Попробуем взглянуть в этом ракурсе на стихотворение Иосифа Бродского «Посвящается Ялте» (1969). По размеру оно приближается к поэме, поэтому ограничусь ссылкой – жмите на название.
Стихотворению посвящена специальная статья Льва Лосева «Иосиф Бродский. Посвящается логике» (1978), в которой разбирается содержание описываемых в стихотворении событий. В том духе, что «...Жанр новеллы Бродского – антидетектив. Собственно проблемы детектива как такового автора мало интересовали, и он не замышлял ни пародии, ни полемики с популярным жанром. То, что его интересует в самом деле, – это логика, а детектив атакуется именно как самая неприступная твердыня логики и фактов...».
В содержании торта-стихотворения Л.Лосева занимает логика восприятия, коммуникации и движения мысли персонажей, а также «авторская рефлексия» по этому поводу.
Но вот тема вишенки остается не раскрытой.
И так как Лосев в своем анализе поэтического текста вовсе не обращается к понятию «красоты», нам сейчас придется пробираться к этому понятию без всякой логики, почти на ощупь.

Довольно скоро начинаешь чувствовать: строй речи в «Посвящается Ялте» подчеркнуто прозаичен. Здесь как-то не очень бросается в глаза «иноходь» языка и меньше тех резких расширений образного пространства резкими метафорами, которые порой так обильны в поэзии Бродского.
Напротив, слог повествования в этом стихотворении подчинен автоматизму, «накатанности» простых разговорных конструкций. Но зато чрезвычайно активизируется сценичность действия, прямая изобразительность описываемых обстоятельств. Возникает эффект «проговаривания-рисования» действующими лицами разноплановых ракурсов или эпизодов события-темы по некоему холсту возникающей картины.
И лишь в этой общей картине перед нами начинают проступать портрет странного героя и композиция происходившего/произошедшего/происходящего.
Да, «логика» (то, на что обращает наше внимание Л.Лосев) захватывает и затягивает в этом стихотворении. Но важно и другое: текст настоятельно требует перечтения – с отстранением от уловленной, но малопонятной внешности, и погружением в существо не вполне приметных, но более существенных деталей и связей.
И не только «логических». Всмотримся (пока даже не вслушаемся, а именно всмотримся) в часто повторяющиеся здесь слова и звукосочетания.
Окажется, что слово «правда» (с однокоренными вариантами) встречается в стихотворении 24 раза. Само по себе это можно было бы интерпретировать и с точки зрения «логики», если бы не следующие факты.
Звукосочетание «пр…» буквально пронизывает (вернее – прострачивает) словесную ткань этого стихотворения: одних только слов, начинающихся с пра-, про-, при-, пре- здесь более сотни. Кроме того есть еще и слова, в которых эти слоги стоят после приставок, или звукосочетание «пр…» раздвигается гласной – «накрапывает», «аппарат», «парабеллум», «потрошить» и т.д.
Вот как это выглядит:

 

«…И кажется порой, что нужно только
переплести мотивы, отношенья,
среду,
проблемы – и произойдет
событие; допустим,
преступленье.
Ан нет. За окнами – обычный день,

накрапывает дождь, бегут машины,
и телефонный
аппарат (клубок
катодов, спаек, клемм,
сопротивлений)
безмолвствует. Событие, увы,
не
происходит. Впрочем, слава Богу…»

 

Но если посмотреть шире и вслушаться в многочисленные «ср…», «вор», «тор…» и т.п., то в звучании этого стихотворения отчетливо и повсеместно проявится лейтмотив «каркающих» слогов.

Вот лишь несколько эпизодов дознания:

 

«…Как протекал наш разговор? Извольте.
Как только
прозвучал звонок, я тотчас
снял
трубку. «Добрый вечер, это я.
Мне нужно
перед вами извиниться.
Так получилось, что
прийти сегодня
я не сумею».
Правда? Очень жаль.
Быть может, в
среду?  …………..…»

 

«…Так, знаете, в больницах красят белым
и потолки, и стены, и
кровати.
Ну, вот
представьте комнату мою,
засыпанную снегом.
Правда, странно?
А вместе с тем, не кажется ли вам,
что мебель только выи
грала б от
такой мета
морфозы? .......................»

 

«…Возможно, вы и правы. Вам видней.
Но если люди что-то го
ворят,
то не затем, чтоб им не до
веряли.
По мне, уже само движенье губ
существенней, чем
правда и неправда:
в движенье губ
гораздо больше жизни,
чем в том, что эти губы
произносят…»

Особенно выразительны «вороньи» слоги в ответах сына капитана (одни перевертыши «зор про» – «про зор» чего стоят!):

 

«В тот вечер батя отвалил в театр,
а я остался дома вместе с бабкой.
Ага, мы с ней смо
трели телевизор.
Уроки? Так ведь то ж была суббота!
Да, значит, телеви
зор. Про чего?
Сейчас уже не помню. Не
про Зорге?
Ага,
про Зорге! Только до конца
я не смо
трел – я видел это раньше…»

 

в самом конце монолога мальчика слышится уже явное звукоподражание исступленному карканью вороненка:

 

« …………………………. Я сразу,
я
сразу положил его на место
и лег в
кровать! Не говорите бате!
Не то убьет! Ведь я же не попал!
Я
промахнулся! Правда? Правда? Правда?!»

 

 

В чем смысл всех этих отнюдь не напевных звуков?

Мы искали «вишенку красоты», а нашли нечто противное – каркающее и безобразное в звуках человеческого голоса. Нечто столь удаленное от прилизанной внешности идеала, что впору прислушаться к нескольким спасительно шелестящим строчкам, развеянным в пространстве этого стихотворения:

 

…сомнение в своем существованье...

 

…какое-то бессмысленное сходство...

 

…А это было чистое молчанье…

 

.

Tags: Бродский, восприятие искусства, пальцем в небо, поэзия
Subscribe

  • Ударные темпы в Зоопарке

    «Вечерняя Москва» о срочном строительстве теплого помещения для прибывшей семьи орангутангов: 15 июля 1927 г. 30 июля Две-три недели…

  • Случай в Зоо и мелкое хулиганство (1966)

    А здесь лучше видно: Служитель Н.П.Кондратьева и зав. секцией хищных В.А.Бернацкий переводят моржа Малышку в новый бассейн. Фото Анатолия…

  • Уникальные материалы о М.А.Величковском

    М.А.Величковский. Фото из семейного архива Ирины Бурлаченко Расследование о жизни, творчестве и трагической кончине замечательного зоолога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments