Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Что думается в нашей голове само по себе?



Феликс Надар. Автопортрет. 1854-60


«Под мудростью в философии имеется в виду некое искусство, необходимое для того, чтобы делались и существовали вполне определенные вещи. Не наличие определенных качеств или свойств, а искусство, имеющее свой аппарат. Не свойство, которое может быть, а может не быть у человека, но его умение. Это хорошо понимали уже греки, и, собственно, с этого они и начали, открыв нечто, что лежит в основе всей философии. А именно, оказывается, человеческих намерений (например, желания добра, хотения быть честным) – недостаточно. Другими словами, эмпирические, обычные состояния человека несамодостаточны.
Между прочим, об этом прекрасно знают настоящие писатели: романы не создаются добрыми намерениями. Что значит написать, скажем, хорошую книгу, которая имела бы нравственный эффект? Оказывается, для этого недостаточно быть нравственным. Я думаю, вы понимаете, что роман, как и произведение, например, живописи, – это конструкция, искусство. И его эффекты будут эффектами хорошо сделанной конструкции, а не намерений автора. Если автор написал плохо, значит, написал безнравственно. То есть произведение живет своей жизнью и, будучи плохой конструкцией, будет порождать безнравственный эффект. Греки, повторяю, прекрасно понимали, что из намерений ничего не строится. А что такое намерения? Это наши качества, состояния. Можно быть умным по биологическим показателям (быстро соображать, считать и т.д.), но это не ум в философском смысле. Чтобы мыслить точно, должны быть соответствующие «мускулы». Потому что глупость и зло суть не следствия нашей психологии, а следствия того, что мы не мыслим точно. В этом смысле глупость – это то, что думается в нашей голове само по себе, а не нами. Как, например, идеология, носителями которой мы являемся, она живет в нас сама по себе, и в той мере, в какой мы ее выражаем, мы идиоты. Хотя при этом в биологическом смысле, по психологическим критериям можем быть одаренными людьми. В технике религиозного сознания это очень четко выражалось в образе дьявола, который играет нами независимо от наших намерений».

Мераб Мамардашвили («Введение в философию. Техника понимания»)
.
Tags: Мамардашвили, фотоискусство
Subscribe

  • Без переводчика уже не обойтись…

    Удивительная заметка встретилась в «Вечерней Москве» от 27 октября 1966 года (для удобства разрежу ее на две части): На первый взгляд, бред…

  • 100-летие Розы Тамаркиной (1920-1950)

    Роза Владимировна Тамаркина (с орденом «Знак почета»). После 27.04.1937 Сегодня, в день рождения замечательной, но трагически рано ушедшей…

  • Чтение на лето (1950)… а также:

    – В гостях у Мао Цзе-дуна – «Лапы прочь» (стишок Маршака к дню ВДВ) – милейшая картинка худ. Ефанова – и крайне малоизвестный эпизод из жизни…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Без переводчика уже не обойтись…

    Удивительная заметка встретилась в «Вечерней Москве» от 27 октября 1966 года (для удобства разрежу ее на две части): На первый взгляд, бред…

  • 100-летие Розы Тамаркиной (1920-1950)

    Роза Владимировна Тамаркина (с орденом «Знак почета»). После 27.04.1937 Сегодня, в день рождения замечательной, но трагически рано ушедшей…

  • Чтение на лето (1950)… а также:

    – В гостях у Мао Цзе-дуна – «Лапы прочь» (стишок Маршака к дню ВДВ) – милейшая картинка худ. Ефанова – и крайне малоизвестный эпизод из жизни…