Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Еще немного о причинах неудачи

Продолжая (начало здесь: http://1-9-6-3.livejournal.com/341631.html) прояснять тот факт, что ивановское «Явление Христа народу» написано плохо, надо отметить (помимо чрезмерности размеров картины) еще одну существенную причину этой неудачи: нельзя столь конкретным языком описывать вещи философского ряда.
Если даже речь бы шла, к примеру, о «Въезде Александра Македонского в Вавилон» – и то потребовалась бы изрядная мера условности, чтобы достойно описать хотя и конкретное, но все-таки событие масштаба всемирной истории. Но когда художник пытается не примитивно проиллюстрировать, а средствам искусства воплотить библейский или евангельский образ, ему требуется язык не грандиозной многословности, а особых обобщений.
И казалось бы, тут Иванову и ходить далеко не надо – этот обобщенный язык был тщательно разработан в знакомом ему с детства искусстве иконы. Да, уже не в лучших образцах эпохи Рублева и Дионисия (в то время еще не раскрытых из-под позднейших слоев записей), но ведь даже современная Иванову русская икона конца XVIII – начала XIX вв. сохраняла в своем строе важнейшие формулы иносказательной концентрированности в описании событий духовной жизни.
Но… не воспринял.
Вот Венецианов каким-то образом воспринял (не внешние приемы, а некий созерцательный дух – ведь когда видишь его картины, то ясно ощущаешь, что он смотрит не на саму жизнь, а на ее отражение в… ну, скажем, в зеркале души).

И еще одна причина неудачи картины А.Иванова – ложная формулировка самого сюжета: «Явление Христа народу». Ложь этой формулировки происходит от слишком уж общественно-бытовой трактовки слова «явление». Явление – это не появление, не эмпирическое событие по типу: «он пришел, а мы увидели». Явление Христа – это событие духовной жизни, индивидуальное для каждого человека и немногим было дано Его узреть и прозреть.
Для народа Иудеи это было и осталось лишь ожидаемое событие, а не действительно увиденное и осознанное – в противном случае народ не призвал бы распять Его. Можно крестить целые народы, как это решил и сделал некогда князь Владимир, но от этого благодать на народ не снисходит, и явление в нашей жизни даже просто святых подвижников остается всегда вещью странной и труднодоступной для понимания.
«Явление Христа народу» – это нечто из идеологии государственного сознания. Даже скорее имперского. Красивая и многообещающая национальная идея-картина. И художник Александр Иванов по какому-то внутреннему состоянию своей души отозвался на витавший в воздухе «запрос общества», а Академия художеств с воодушевлением проплатила (и даже авансом!) долголетнюю реализацию грандиозной картины.
Могло ли в этой ситуации родиться на свет великое художественное и нравственное произведение, подобное рембрандтовскому «Возвращению блудного сына»? По мнению великодержавной общественной мысли – могло и родилось. А что думает по этому поводу рядовой зритель, это его частное дело.
.
Tags: Иванов А., живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments