Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Свежая мысль

«…Для таких писателей, как, например, Рильке или Пруст, далеких от философии, но одаренных метафизически, то есть глубоко философских… искусство было другой действительной жизнью, в отличие от повседневной. Так как они считали, что пережить то, что в действительности, на самом деле происходит, можно только через произведение искусства [или через произведение мысли]; это и есть другая жизнь внутри текущей, или кажущейся жизни. То есть здесь постоянно происходит разделение: что я на самом деле переживаю, и что мне кажется, что я переживаю...»
(М.Мамардашвили, «Эстетика мышления». Беседа 16)

А мне кажется, что разделение между кажущейся жизнью (повседневной обыденностью) и жизнью действительной (текущей внутри повседневности) происходит не в искусстве, а лишь в одном из способов его восприятия. Само же искусство, напротив, объединяет в себе эти два слоя жизни: в произведении присутствуют и пронизывают друг друга иллюзорная обыденность и метафизическая реальность.
Более того, в произведении соприсутствует еще и третий, столь же существенный слой: то, что в изобразительном искусстве принято называть декоративным качеством (включающее такое его остросодержательное свойство, как фактура). В настоящем полнокровном произведении возникает тройное созвучие, в котором жизнь повседневной обыденности сложной смесью выступает в формах иллюзорных и декоративных, а внутренняя метафизическая жизнь обнаруживает себя и в чистых звучаниях декоративного, и в проступании знаковой, символической формы из форм иллюзорных, подражательных.
В этом смысле не только недостаточным, но и отчасти ущербным представляется понимание произведения искусства, как текста (Ю.Лотман, отчасти М.Мамардашвили). Ибо такое понимание не охватывает и даже игнорирует в искусстве декоративное качество, «бессодержательное» содержание которого образуется в компоновке форм, выявляющих и гармонизирующих абстрактную игру созвучий. А ведь метафизическая жизнь, повторюсь, проступает и в этих чистых, декоративных формах.

[и пример замечательного «трезвучия» в живописи: О восприятии живописи Сезанна. Трудности первого впечатления]



.
Tags: Мамардашвили, пальцем в небо
Subscribe

  • Реставрация ЖЖ

    В ожидании грядущей катаклизьмы с «яндекс-фотками» восстановил серию давних постов, убитых недавно «фотобукетом» (запрет бесплатного просмотра…

  • «Ну, в общем. да…»

    Зайдешь, бывает, на выставку – и с первого же взгляда чувствуешь, что ловить нечего. Но откровенного отстоя вроде бы не видно, и из каких-то…

  • Личное, автобиографическое

    Сегодня утром этому журналу стукнуло три годка. При попытке завесить бывшего младенца домашние детские весы были сломаны, так что пришлось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments