Камера была под рукой – смотрите:
Впрочем, вот и сам музей (точнее, его центральное здание):

Первые предметы – из его великолепной коллекции декоративно-прикладного искусства…




Целый шкаф с посудой…

…и отдельно – пара ренессансных сосудов:

1-я половина XV в.

Конец XV - нач. XVI в.
Из Баварского национального музея наш путь лежит в Античное собрание малых форм на Кёнигсплац:


После 500 г. до н.э.

Крито-микены, 1700-1100 до н.э.

Аттика, ок. 500 г. до н.э.

Рим, II в. н.э.

Рим, вторая половина II в. н.э.

Этрурия, 300-250 до н.э.

Греция, IV-I вв. до н.э.

Фрагмент

Кёльнский кубок-диатрета, 4 в. н.э.

Собрание классической живописи в Старой Пинакотеке, бесспорно, одно из лучших в Европе, хотя удивил тот факт, что представленная коллекция старонемецкого портрета значительно уступает мадридскому из музея Тиссена-Борнемисы.
Но центральная работа в зале венецианцев, «Коронование терновым венцом» позднего Тициана – это та вещь, которая перекрыла для меня впечатления от всего увиденного. Ради нее одной стоило ехать в Мюнхен.
К сожалению, приличных фотографий с этой картины сделать невозможно. И даже не столько из-за того, что она 2 м 80 см по высоте (да и размещена достаточно высоко).

Главная проблема в том, что эту живопись, вероятно, вообще нельзя адекватно воспроизводить.
У позднего Тициана контуры формы настолько уступают цветовым способам ее выявления, а невероятно разнообразное звучание цвета так мощно завязано с интенсивностью всполохов света между сгущениями тьмы, что даже во фрагментах фотооптика выхватывает лишь крохи того, что может увидеть глаз.

Здесь ближе к оригиналу соотношение теплых и холодных, чем на общем плане
(оба снимка взяты из интернета)
На другой день, под проливным дождем, мы пошли в здание напротив Старой – в Новую Пинакотеку.

Ее собрание гораздо более провинциальное, преобладают работы немецкой школы.
Но и в Новой Пинакотеке нашлось несколько жемчужин, из которых, вероятно, лучшая – портрет дона Хосе Керальто (1802) кисти Франсиско Гойи.
Но та же проблема: фотоаппарату в экспозиционном освещении не удается даже приблизительно запечатлеть великолепное сочетание преобладающих сумрачно-темных тонов и ярких красочных аккордов в ослепительных светах на этом полотне (среднего размера, 102х76 см).
Так что только фрагмент:

Зато совершенно иначе выстроенная живопись Винсента Ван Гога гораздо легче воспринимается «фотоглазом»:

Здесь, по сути, – декоративное панно, вылепленное тончайшей графикой фактуры мазков. И это линейное начало ухватывается камерой лучше всего.
(искривление линий по краям кадра в данном случае, не столь существенный дефект)

Зал с работами Сезанна, Моне, Писсарро... Забавный получился снимок с двумя фигурами в дальнем проеме.
Наконец, пятым обязательным пунктом музейной программы в Мюнхене стал для нас Ленбаххаус, вновь открытый в мае этого года для посещения, после четырехлетнего ремонта:

Во дворе виллы художника Франца фон Ленбаха:


Во дворе собака, а в экспозиции – знаменитый «Натюрморт с кошкой» Августа Маке (1910)

Там же – «Интерьер с лампой» Эрмы Босси (1909)…

…и множество картин Кандинского.
Большинство из них многократно репродуцированы, поэтому ограничусь лишь его ранним эскизом:

Василий Кандинский. Санта-Маргарита. 1905
.