Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Борис Пастернак и Вера Чаплина



Вот такая заочная встреча состоялась на территории поэта, в Переделкино, 22 августа.
Вечер Чаплиной в Доме-музее Пастернака совпал с презентацией только что вышедшей книги о писательнице (к которой приложил руку ваш покорный слуга)…


Действие происходило на нижней веранде пастернаковской дачи:




Вечер открыла директор дома-музея Ирина Ерисанова:




Она представила внучку Веры Чаплиной Марину (автора многих ярких воспоминаний, вошедших в книгу) и ее мужа (перемешавшего рассказы внучки с материалами литературного архива бабушки):





Затем мне предстояло сделать сообщение о жизни и творчестве Веры Чаплиной (на 88 картинках). Сие повествование потребовало от слушателей изрядной выдержки и напряжения слуха:





Спустя час утомительный доклад сменился вольным обсуждением:






А вскоре была представлена и сама книга:




Многие подробности вечера зафиксировала камера видеонаблюдения.
Минздрав настоятельно не рекомендует эту видеозапись к употреблению без слухового аппарата вплоть до точки 1 час 12 мин.
Но затем докладчик возвысил голос и довольно живо рассказал о том, как книгу не напечатали издательства, и кто все-таки выпустил ее в свет.




Коротко об издании.

Книга о жизни и творчестве известной детской писательницы основана на документах ее личного архива. Объем: 17 а/л, включая 3 а/л впервые публикуемых произведений Чаплиной, ее дневников и писем. В состав книги входит 270 иллюстраций: фотографии, документы, рисунки, обложки редких отечественных и зарубежных изданий. Иллюстративный материал не группируется на вкладках, а непосредственно встроен в текст каждой главы (полноцветная печать). Формат издания: 60х90; 1/8, 224 стр.
Тираж: 100 экз.
ISBN 978-5-00077-287-4
УДК 829
ББК 63. (2) 6
Ч-19
Издание осуществлено в некоммерческих целях, для бесплатного распространения в детские библиотеки.


История жизни Веры Чаплиной – свидетельство о том, как она сделала себя сама, вопреки всем обстоятельствам. Беспризорничество и детский дом в далеком Ташкенте стали суровой школой жизни для 10-летней девочки из столичной профессорской семьи. После окончания Гражданской войны ей удалось вернуться в Москву. В 16 лет она вступает в Кружок юных биологов зоопарка, в 25 создает экспериментальную площадку молодняка, в 29 – руководит секцией хищников. На всю страну и далеко за ее пределами прославилась Чаплина выхаживанием и воспитанием львенка Кинули в комнате коммунальной квартиры. О молодой сотруднице зоопарка и ее воспитанниках писали репортажи, снимали фильмы, да и сама Чаплина начала публиковать рассказы о своих четвероногих друзьях: они выходили в журналах и газетах, тогда же Детгиз напечатал ее первые книги.

Война выдвинула Чаплину в число руководителей Московского зоопарка, но в 1945 году она выбирает другой, в тот момент еще весьма рискованный для себя путь – профессионального писателя. Впрочем, ее литературная карьера развивается столь же стремительно, как и зоопарковская: уже в начале 1950-х к Вере Чаплиной приходит широкий успех.
Однако ее писательская судьба парадоксальна: книги Чаплиной регулярно печатаются в советских издательствах, их переводят на десятки языков (в том числе, в Великобритании, Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, Дании, Швеции, а на немецком языке издаются практически все ее рассказы), но при этом ее творчество игнорируется отечественной литературной критикой. Не менее удивителен и тот факт, что в Московском зоопарке в эти годы имя Чаплиной также старались не упоминать.

Интригой книги становится раскрытие причин замалчивания произведений одного из классиков не только детской литературы, но и отечественного анималистического жанра в целом. Отдельные главы посвящены рассмотрению особенностей неподражаемого писательского стиля Веры Чаплиной, а также творчеству целой плеяды замечательных художников, иллюстрировавших ее книги.
Переписка Чаплиной с отечественными и зарубежными читателями вошла в настоящую книгу лишь небольшой своей частью, составив, однако, ее самую большую главу. Эти письма – особенное и порой очень интимное чтение, а сохранившиеся черновики ответов Веры Васильевны приоткроют тот, обычно закрытый мир писателя, в котором литературные герои, пройдя через восприятие читателей, возвращаются к своему автору и настойчиво вторгаются в его собственную реальную жизнь.

Оглавление:

Предисловие
Глава I. Истоки. Чаплины–Кутырины–Ошанины–Осиповы
Глава II. Два детства. 1908–1917; 1918–1922
Глава III. Юный биолог Вера
Глава IV. Начало взрослой жизни
Глава V. Детский сад для зверят
Глава VI. Львица Кинули
Глава VII. Первые книги
Глава VIII. Творчество во всём
Глава IX. Война. Москва–Свердловск–Москва
Глава X. Переход на литературную работу
Глава XI. Писательский успех и отход от публичности
Глава XII. О стиле Чаплиной
Глава XIII. Художники ее книг
Глава XIV. Письма читателей
Глава XV. Дачные рассказы
Глава XVI. Поздний период творчества
Послесловие
Приложения:
1. Четвероногие друзья Веры Чаплиной (поименный список 243 животных с подробностями)
2. Ю.Дмитриев. О творчестве В.В.Чаплиной (1956)
3. Прижизненные издания на русском языке (1935–1991)
4. Прижизненные переводные издания (1939–1989)


Огромное спасибо Татьяне Алексеевой ( tania_al) и Галине Лютиковой за предоставленные фотографии и видео вечера!!!

Tags: *Пастернак, *Чаплина Вера, видео
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments