Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

О фильмах Андрея Звягинцева

 


Года три назад, посмотрев «Возвращение» Звягинцева, записал для себя:

«…Понятно, почему его столь высоко оценили в Венеции: это существенное событие в современном мировом кино – в ситуации, когда понизилась планка в поздних фильмах Антониони, а Бертолуччи просто деградировал после «Под покровом небес»; в ситуации, когда наиболее приличный уровень демонстрируют «просто стильные» фильмы, типа «Криминального чтива». В этой ситуации «Возвращение» – это действительно возвращение к очень серьезному кинематографу очень высокого уровня. Его можно сравнивать с классическим Антониони, с Бергманом. По смелости, по претензии на жесткую точность высказывания Звягинцева можно сравнивать с Пазолини – они оба «очень много на себя берут». В этом отношении мне ближе позиция стоика Антониони – его дистанцированность от подобной демонстративности, оставляющей очень узкий и очень силовой «коридор» восприятию; дистанцированность на позицию более эстетически-отвлеченную, но и более свободную, менее насильственную по отношению к зрителю. Антониони более терпим к зрителю, хотя не менее строг к себе, как к художнику. Это – высший пилотаж.



Если раскрывать образ через форму, то можно предположить следующее: Андрей – это тот, о котором сказано: «блаженны нищие духом». Иван же полная ему противоположность. Возможно, это будущий Павел…»

 

Сегодня увидел его второй фильм – «Изгнание». Главное впечатление: Звягинцев подтвердил, что он – большой художник. На мой взгляд, самый многообещающий не только в нашем кино, но и в европейском (к сожалению, рядом с ним – почти никого, а в 1960-х годах одновременно было несколько десятков (!) столь же глубоких и оригинальных режиссеров, сейчас же кино переживает очевидную деградацию).

«Изгнание» сразу же захватило и не отпускало до конца своей изобразительной повествовательностью. В этом Звягинцев особенно силен – каждый кадр замечателен сам по себе и насыщен сюжетным действием, стремительно пронизывающим все эти цепочки кадров. И в том, как это сделано, виден совершенно самобытный почерк Звягинцева-мастера.



 

Сама история, в отличие от «Возвращения», в целом не убедила: линии поведения мужских персонажей были очень точны и напряжены, но главная пружина – провокация Веры – выглядела бутафорской (она не была по-настоящему взведена ни обстоятельствами ее жизни, ни рисунком ее характера). Интересно, это недостаток сценария, или так было уже у Сарояна?..  

 

 

Tags: *кино, Звягинцев, восприятие искусства
Subscribe

  • Прошу советов

    В поисках изображений для вики-статьи Общество московских художников (1927-1931) набрел я на весьма ценную иллюстрацию: Аристарх Лентулов.…

  • О выставке Рокотова в ГТГ

    Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е (58,8 х 46,7) Рокотов – не Серов, это не «наше всё», и его искусство еще не принадлежит народу. Да…

  • Выставка в честь

    Весть о том, что Антуана Ватто, наконец-то, приняли в Королевскую академию (этому был посвящен и наш предыдущий пост), всколыхнула прогрессивную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Прошу советов

    В поисках изображений для вики-статьи Общество московских художников (1927-1931) набрел я на весьма ценную иллюстрацию: Аристарх Лентулов.…

  • О выставке Рокотова в ГТГ

    Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е (58,8 х 46,7) Рокотов – не Серов, это не «наше всё», и его искусство еще не принадлежит народу. Да…

  • Выставка в честь

    Весть о том, что Антуана Ватто, наконец-то, приняли в Королевскую академию (этому был посвящен и наш предыдущий пост), всколыхнула прогрессивную…