?

Log in

No account? Create an account

Хроника московской жизни. 1930-е. 2 февраля

« previous entry | next entry »
Feb. 2nd, 2017 | 07:23 am



«Известия», 2 февраля 1937 г.







«Известия», 2 февраля 1930 г.
ВОКС – Всесоюзное общество культурной связи с заграницей
ЦУГЦ – Центральное управление гос. цирками





5.jpg

«Советское искусство», 2 февраля 1932 г.






«Рабочая Москва», 2 февраля 1934 г.







(там же)






«Известия», 2 февраля 1936 г.






(там же)






«Правда», 2 февраля 1936 г.






«Правда», 2 февраля 1937 г.







«Рабочая Москва», 2 февраля 1938 г.







«Советское искусство», 2 февраля 1938 г.






«Рабочая Москва», 2 февраля 1939 г.




М.Пришвин. Дневник 1939 г.:
«2 Февраля. Митинг орденоносцев. Ни слова не дали, не выбрали и в президиум, и глупо вел себя я с репортерами, глупо говорил, – ничего моего не напечатали. Сижу в перекрестном огне прожекторов, щелкают лейки, слепну в жаре. А Толстой пришел, прямо сел в Президиум, и после [того], как сел, Фадеев объявил: «Предлагаю дополнительно выбрать Толстого». Все засмеялись, – до того отлично он сел. И даже мне, обиженному, понравилось. Маршак, смертельный враг, получил Орден Ленина и поздравляет меня «с почетом»…»
[Пришвин награжден орденом «Знак Почета»]


Использованы материалы: БД East View: https://dlib-eastview-com.ezproxy.usr.shpl.ru/browse
сайт «Старые газеты» – http://www.oldgazette.ru/index.html
Дневники М.М.Пришвина: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/dnevniki/dnevniki-otdelno/index.htm
.

Link | Leave a comment |

Comments {14}

Chelesta

(no subject)

from: chele_sta
date: Feb. 2nd, 2017 07:56 am (UTC)
Link

http://svobodaradio.livejournal.com/2480700.html - "Кинотеатры начнут гореть" -
Вот бы организовать им встречу с Союзом воинствующих безбожников...
* * *
Яков Зак занял первое место на конкурсе Шопена 1937 года, а 16-летняя Роза Тамаркина - второе.
Думаю, что журналист немного преувеличил сообщив, что в конкурсе принимают участие музыканты из почти всех стран мира... :)

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 2nd, 2017 08:18 am (UTC)
Link

"немного преувеличив" - какой журналист устоит перед этим соблазном!.. Но странно, почему в этой заметке не упомянута четвертая наша участница, Татьяна Гольдфарб (9-я премия)?
Об этом конкурсе будут еще материалы.

Reply | Parent | Thread

Stas

(no subject)

from: sagittario
date: Feb. 2nd, 2017 08:13 am (UTC)
Link

количество выпускаемых троллейбусов взрывает мозх умопомрачительной производительностью!!)

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 2nd, 2017 08:23 am (UTC)
Link

В 1934 году троллейбус в Москве приравнивался к аэробусу-380 и был нашим ответом на все международные подлости.

Reply | Parent | Thread

Ольга

(no subject)

from: kazan_love
date: Feb. 2nd, 2017 01:57 pm (UTC)
Link

Вместо венков - новый стратостат! - Понравилось:)))) И про вражду Пришвина с Маршаком не знала. А словосочетание "Воинствующие безбожники" вполне годится для названия книги:))))

Reply | Parent | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 2nd, 2017 03:12 pm (UTC)
Link

У Пришвина в дневниках 1930-х годов периодически всплывет тема, не столько вражды, сколько неприязни к Маршаку. Интересно, знал ли об этом Маршак? И как он, в свою очередь относился к Пришвину?

А "воинственные безбожники" - настолько в свое время избитое словосочетание, что для названия им книги нужна смелость или хитрость.

Reply | Parent | Thread

Ольга

(no subject)

from: kazan_love
date: Feb. 3rd, 2017 08:15 am (UTC)
Link

Помимо материальных причин Пришвина отвлекали и другие, внутрилитературные дела и прежде всего битва с самым главным литературным врагом в эту пору – С. Я. Маршаком.
Войну начал автор «Сказки о глупом мышонке». Еще на Первом Всесоюзном съезде советских писателей Маршак, которому поручено было делать содоклад о детской литературе, так определил место Пришвина в литературе: «Пришвин – писатель для взрослых. Пожалуй, не всякий ребенок, а только прирожденный натуралист, путешественник и охотник согласится обойтись без внешне законченной фабулы и полюбит книги Пришвина за богатство языка и материала. Но зато всякий писатель, который захочет писать о животных, оценит пришвинские рассказы для детей и многому у него научится».
Пришвин уловил в этом деликатном по форме и опасном по сути выступлении намерение «оттереть» его от детской литературы, к которой, во-первых, был искренне привязан, а во-вторых, это было его прибежище, работая для детей, он мог хоть ненадолго укрыться от государева ока. Пришвин бросился искать защиты у Горького, сочинив в Форос большое письмо.
Письмо представляет собой классический образец стратегии писательского поведения в условиях, когда речь шла не просто о литературной борьбе, как во все прежние времена, но о физической жизни и смерти. В этом послании Пришвин говорил о существовании двух тенденций в развитии русской классической литературы: национальной и гениальной. К первой он относил Пушкина, Толстого, Лескова, Горького и себя. Ко второй – Гоголя, Достоевского и Белого.
«Первая группа беременна своей национальностью, живот у нее раздут гражданственностью и для всей этой группы характерно тяготение к фольклорному самовыражению и рассказу для детей.
Вторая группа чистых «гениев» тяготеет лично к себе и пожирает фольклор не для воспроизводства (через беременность), а в целях холостого (хотя и гениального) творчества. И как немыслимо себе вообразить, чтобы А. Белый написал бы рассказ для детей, так и Пришвин должен будет отказаться и возвратить Отцу талантов свой билет, если только в его творчестве не найдется десятка народно-детских рассказов. Стрелы Маршака, возглавляющего детскую литературу, попадают в самое мое сердце… (…) ранят моего младенца – вот почему мне так больно».[1034]
Письмо, по мнению историков литературы, отправлено не было (возможно, потому, что Пришвин знал: Маршака Горький ценит очень высоко и неизвестно, чью сторону возьмет); позднее, обсуждая возникшую ситуацию со Шкловским с которым связывали Пришвина прихотливые, большей частью недружественные отношения, Пришвин записал: Виктор Борисович сказал ему, что он «смял Маршака».
Конфликт с Маршаком не сводился к борьбе писательских честолюбий и рейтингов. Маршак для Пришвина – писатель, которого «русские дети совсем не могут понять, писатель, который „думает по- иностранному, а пишет по-русски“. Маршак стоит в том же ряду, что Пильняк, Эренбург, Кольцов и „другие, рожденные в гостиницах, странствующие хозяева и представители международные советской земли“.

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=64597&page=94

Reply | Parent | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 3rd, 2017 08:43 am (UTC)
Link

Большое спасибо, Ольга!
В этом противостоянии позиция Пришвина рассмотрена весьма подробно. Прежде всего в его собственных дневниках. А также в рассуждениях комментаторов - от присланного Вами до, например, такого: http://a.kras.cc/2014/02/blog-post_519.html

Зато высказываний Маршака о Пришвине, кроме единственной всеми упоминаемой цитаты из выступления на съезде писателей, кажется, вообще больше нет.
Впрочем, если бы не дневники Пришвина, мы бы и не узнали о его отношении к Маршаку. Жаль, что Маршак не вел дневник...

Reply | Parent | Thread

Ольга

(no subject)

from: kazan_love
date: Feb. 3rd, 2017 11:21 am (UTC)
Link

Мощная статья у Аркадия Красильщикова. На Пришвина, Маршака и остальных, взглянула совсем другими глазами, да и Горький был ой-й.... какой неоднозначной фигурой и обстоятельства его смерти тоже, весьма туманны.

Reply | Parent | Thread

bruxelloise_ru

(no subject)

from: bruxelloise_ru
date: Feb. 2nd, 2017 08:53 am (UTC)
Link

В каждом районе по детской парикмахерской - никогда не видела специальных детских парикмахерских, а они вообще были?

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 2nd, 2017 09:33 am (UTC)
Link

И я впервые о них узнал. Судя по решению президиума Моссовета, какие-то детские парикмахерские должны были открыться. Но как долго они просуществовали? Может быть, они устраивались при детских учреждениях? Но вряд ли такие специализированные парикмахерские были рентабельны. Стрижка мальчиков вообще почти ничего не стоила - их же в 1930-х стригли (из гигиенических соображений) почти наголо.

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Feb. 2nd, 2017 10:21 am (UTC)
Link

а что Тамаркина получила на этом конкурсе?

Чулок все равно на всех не хватало)))

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 2nd, 2017 12:23 pm (UTC)
Link

Герцогиня, Ваше желание молниеносно раскрыть все секреты ставит меня в щекотливое положение - а я ужасно боюсь щекотки!
(впрочем, этот секрет уже дезавуирован в комментарии выше - вторая премия)

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Feb. 2nd, 2017 07:09 pm (UTC)
Link

нууу сложно дождаться финала))

Reply | Parent | Thread