1943. 30х45
1948. 36x50
1963. 19,5x24,5
Имя Джорджо Моранди (1890-1964), безусловно известное среди специалистов, отчасти знакомо и более широкому кругу зрителей.
Чаще всего Моранди упоминают как одного из представителей так называемой «метафизической живописи», ставя его имя в ряд последователей Де Кирико. Это мало соответствует действительности, так как «метафизический» этап (1916-19) был непродолжительным в творчестве Моранди, и главные достижения художника относятся к 1940-началу 1960-х годов.
В 1989 году ретроспективную выставку Моранди (до сих пор единственную в нашей стране) экспонировали сначала в Эрмитаже, а затем повезли в Москву, где с ней чуть не случился казус…
Принимающей стороной выступил Союз Художников СССР, хотя по статусу выставке больше подходил Пушкинский музей. Однако, вместо того, чтобы предоставить Моранди свои лучшие залы в Центральном Доме Художника (на Крымском валу), руководители СХ СССР (видимо просто не понимая, кто такой Моранди) отправили выставку в филиал ЦДХ – крошечный зальчик на Кузнецком, 20.
Мне повезло тогда участвовать в приеме выставки и я хорошо помню, как буднично и рутинно было сказано руководством выставочного отдела ЦДХ в ответ на мое изумление: – Ну, поезжайте, осмотритесь. Там делают неплохие персональные выставки, а у Моранди живопись камерная, как раз для такого зала… Словом, оказали любезность неплохому художнику!
Приехавшая итальянка, куратор выставки, растеряно улыбаясь, обошла зальчики Кузнецкого, 20 и, раскрыв роскошный каталог Моранди, спросила: – Это действительно хорошее место для выставки одного из классиков европейской живописи XX века? Ну, что же, будем распаковываться…
Мы с переводчиком были еще очень молоды и сразу ответили ей, что произошла какая-то ошибка, накладка, что распаковываться не нужно, сейчас всё выяснится. Побежали по очереди звонить: он в секретариат Союза Художников, я – в ЦДХ. Удивительно, но наш напор возымел действие – что-то там наверху скрипнуло, сдвинулось и как-то очень шустро развернулось – на следующий день нашлись и залы в ЦДХ, и средства для достойного оформления экспозиции.
Не могу сказать, что на Моранди в ЦДХ народ повалил. Нет, в двух больших залах на третьем этаже было немноголюдно и просторно. Но выставка стала событием и откровением для тех, кто знал о Моранди лишь по репродукциям. Небольшой тираж итальянского каталога разошелся исключительно среди начальства, а я свой получил еще в тот, сумбурный весенний день на Кузнецком. Из него эти репродукции.
1940. 42х53
1948. 45x35
1949. 25x35
1951. 28x52
1956. 33x38
1957. 27x40
1959. 25x35
1960. 30x40
1963. 20,5x35,5
1963. 30x35
1964. 25,5х30,5
Джорджо Моранди