Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Путеводитель по Прусту (имена) – оглавление

Здесь в алфавитном порядке сгруппированы ссылки на все посты «Путеводителя имён», который является приложением к сделанному в Википедии Списку персонажей цикла романов «В поисках утраченного времени»
Чтобы это оглавление легко было найти, ставлю ссылку на него в "верхний" пост моего жж, а также в Вики-список персонажей.
1. Агригентский, Адвокат из Парижа, Адольф
2. Алиса, Альбертина Симоне, Аманьен д`Осмон, д`Амбрезак (девицы), д`Амбрезак (мать)
3. д`Амонкур Тимолен, Андре, д`Аржанкур (граф), д`Арпажон
4. Бабушка Рассказчика, Бергот, Берма
5. Бернар Ниссон, «Благость Джотто», Блатен, Блок Альбер, Блок Соломон
6. Бонсен (председатель суда), Бонсен (его жена), Бонтан (дядя Альбертины), Бонтан (его жена), Бородинский, Босержан (маркиз), де Бреоте
7. Бришо, дю Бульбон, Бульонский (брат маркизы де Вильпаризи), де Бурбон
8. де Валькур, де Варамбон, Вердюрен Гюстав
9. Вердюрен Сидони, де Вильбон, де Вильмандуа, де Вильмюр
10. де Вильпаризи, Владелец Гранд-отеля в Бальбеке, Владимир великий князь, де Вогубер (посол), де Вогубер (его жена)
11. де Галардон, Гвастальский, Альбер, Гвастальский (сын Иенских), де Гокур, Гупиль
12. Германты: Базен, герцог Германтский
13. Германты: Ориана, герцогиня Германтская
14. Германты: принц и принцесса Германтские
15. Семейство Говожо: Зелия, ее сын, ее невестка Рене-Элоди, ее внук Леонор
16. Девушки «из стайки» в Бальбеке, Девушка на полустанке
17. Дальтье Эмили, Дворецкий из дома Рассказчика, Двоюродная бабушка Рассказчика, Дед Рассказчика, Дешамбр, Директор Гранд-отеля в Бальбеке
18. Дочь Берма, Дочь Вентейля, «Древовидный» посыльный из Гранд-отеля в Бальбеке, Дьёлафуа, Дюрок, Евлалия
19. Жена турецкого посла, Жизель, Жильберта, Жюпьен, Жюпьен Мария-Антуанетта
20. Капитан - сослуживец Сен-Лу в Донсьере, Котар, Котар Леонтина, де Кресси Пьер, де Курвуазье Адальбер
21. де Ламбрезак, Ларивьер, Легранден, Леония Октав
22. Леруа Бланш, де Летурвиль (герцогиня), де Летурвиль (мл. лейтенант), Лифтер из Гранд-отеля в Бальбеке, дю Ло д`Алеман, Люксембургская (принцесса), Люксембургская Элиана де Монморанси, Люксембургский (принц)
23. Маргарита, де Марсант Мари-Энар, Матильда Бонапарт, Мать Рассказчика, Моле, де Монсерфей
24. Морель, Морис, де Мортермар Мария-Тереза
25. де Нассау, Неаполитанская (королева), Норвежский философ, де Норпуа, Ноэми
26. Одетта де Креси
27. Октав, д`Орвилье Полетта, д`Оржвиль, д`Орсан, Отец Рассказчика, Отец Свана
28. де Паланси, Парикмахер князя Бородинского, Пармская (принцесса), Периго Жозеф, Перуанец, де Пласак Вальпургия, Подруга дочери Вентейля, Приятельница Блока и герцогини Германтской, Пулен, Пуссен, Пютбю
29. Рассказчик (Марсель), Рахиль, Реми
30. де Саган, Садовник в Ла-Распельер, Сазра, Саньет
31. Сван Шарль, «Свора» лакеев в особняке Сент-Эверт, Селеста Альбаре
32. де Сен-Лу Робер, де Сен-Лу мадемуазель
33. де Сен-Канде, «Сен-Фереоль», де Сент-Эверт Диана, Сентин, Сестры Блока, Силистрийская (принцесса), де Ситри
34. Ский, де Стермарья, де Стермарья Алиса, де Сувре, де Сюржи-ле-Дюк, де Сюржи Арнульф и Виктюрньен
35. Танцовщик (знакомый Рахили), Теодор, де Фарси, фон Фаффенгейм, Фоджи, де Форестель, Форестье Робер, де Форшвиль
36. де Франкто, Франсуаза, де Фробервиль (генерал), де Фробервиль (полковник), де Фуа младший
37. де Шарлю (1 часть)
38. де Шарлю (2 часть)
39. де Шательро, де Шосгро, де Шоспьер, Шофер рассказчика
40. Щербатова, Э.. (профессор), д`Эдикур Зинаида, Эжен
41. Эльстир, Эльстир Габриэль, Эме, д`Эпинуа, д`Эрвек, Юрбелетьева


И несколько самых общих замечаний о портретных характеристиках главных героев Пруста:

Самые прописанные портреты среди всех героев «Поисков» – портреты де Шарлю, Орианы и Франсуазы.
Ориана дана в развитии: от юности к ранней зрелости (принцесса де Лом) и полной зрелости (герцогиня Германтская), но лишена автором метаморфозы старости – в поздних своих годах она показана лишь затёртой копией прежних лет, в утомительно затянувшемся увядании зрелости.
Де Шарлю, увы, совсем не показан юным, но зато исключительно выразителен и разнообразен на протяжении целого ряда этапов своей зрелости, раннего старения, старости.
Франсуаза почти неизменна в своем исходном старообразном качестве, ее образ прописан более компактно, но с особенной сочностью деталей.

Портрет Сен-Лу приближается в полноте к этим трём, но ему не хватает целостности – Сен-Лу времен Рахили с трудом вяжется с Сен-Лу времен Мореля.

Менее отчетливы и развернуты портреты других центральных персонажей.
Автопортрет героя-рассказчика дан столь вовлеченно-отвлеченно (огромные пласты повествования описывают его чувства, ощущения и потоки самоанализа, но не внешность и не характерные черты поведения), что его вовсе нельзя рассматривать как портрет.
Шарль Сван (в некоторой степени, alter ego героя) – слишком условен и фрагментарно выхвачен из течения своей неуловимо-двойной, а то и тройной жизни: все связи между его отдельными состояниями (сын биржевого маклера и сосед по Комбре, коллекционер и знаток искусств, приятель Орианы и еще нескольких избранных аристократов, любовник Одетты, затем ее муж и отец Жильберты, непримиримый дрейфусар…) намеренно прописаны автором лишь подмалевками.
Образ Одетты драматургически узок: она выступает не столько самостоятельной фигурой, сколько предметом страсти и охлаждения Свана или иным предметом – относительно которого резче проступают черты «кланчика» Вердюренов или ультра-аристократического салона Германтов, своеобразно высвечиваются образы ее дочери, Сен-Лу или воспылавшего старческой страстью Базена.
Жильберта дана в очень широком диапазоне развития – от раннего детства, через раннюю юность и разнообразно проявленную молодость до полной зрелости, но многое в ее молодом и зрелом возрасте прописано схематично – как будто она не слишком занимала автора.
Г-жа Вердюрен и Морель, напротив, написаны ярко и в полную силу, но жаль, что они узки в своей непреодолимой одиозности. В этом же и недостаток образа бабушки героя-рассказчика: она представлена персонажем однородно-положительным.
Из центральных фигур более сложно скроены Бришо и Жюпьен, но их роли – подыгрывать главным героям, а не вести свои партии. Еще более подчиненны и схематичны образы Коттара, Норпуа, Блока – это фигуры-типы. Как, впрочем, и весьма условные фигуры «артистического» круга: Бергот, Эльстир, Вентейль, Берма.
Как будто далеко нацеленные неоднозначности, заявленные сюжетными ответвлениями в образах маркизы де Вильпаризи и Леграндена (история с разорением маркизой отца г-жи Сазра или забота Леграндена о матери героя), остаются слишком незначительными штрихами в их уже выписанных портретах-типах и, таким образом, выстреливают «в молоко».
Исключительна в своей условности и неуловимости одна из центральных героинь «Поисков», Альбертина. Ее так и неосуществленный портрет распадается на множество набросков, отражающих не наблюдения, а впечатления и состояния восприятия героя-рассказчика.
Совсем мало портретного содержания и в образе матери рассказчика.
.
Tags: *Пруст «В поисках утраченного времени», Путеводитель по Прусту (имена)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments