Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Новое платье короля

Современная британская версия этой старой истории выстраивает прямо противоположный сюжет,
но финал остается неизменным.

В главной роли:
Кино-король – Сергей Эйзенштейн

1

Ман Рэй. Портрет Сергея Эйзенштейна в традиционном костюме режиссера
Париж, 1929

В РГАЛИ хранится собрание рисунков Эйзенштейна, которое послужило материалом для создания нового облачения мэтра – платья художника. Сопроводительные пояснения к материалу подготовил киновед Наум Клейман, крупнейший специалист по творчеству кино-короля. Платье пошито и представлено публике в 2017 году британской книгоиздательской фирмой «Thames & Hudson». Пошито добротно и по самому богатому, королевском фасону.
Вот оно – возлежит поверх ташеновских альбомов Матисса и Пикассо:

2

(русская копия – «Эйзенштейн на бумаге» – выпущена издательством «Ad Marginem»: http://admarginem.ru/books/15512 )

Конечно, широкая публика сейчас мало интересуется костюмами исторических фигур, даже королей. Но в узких кругах ценителей культуры новое платье кино-короля было встречено дифирамбами:
https://www.kinopoisk.ru/article/3064984/
https://www.filmcomment.com/blog/readings-eisenstein-paper-graphic-works-master-film/
https://www.calvertjournal.com/features/show/9053/eisenstein-on-paper-remarkable-unknown-art-cinematic-maestro-kleiman
…и т.д. (хотя некоторые знатоки сетуют, что в новом наряде «нет легендарных эротических рисунков Эйзенштейна»: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/11/23/742798-v-podsoznanie-eizenshteina )

При этом восторженные ценители показывают друг другу небольшой набор наиболее эффектных рисунков, два-три десятка. Но в представленном платье Эйзенштейна-художника их около 500, поэтому желательно оглядеть его повнимательнее с разных сторон.
Делюсь своими впечатлениями от увиденного…

Заимствование приемов.
В юношеских карикатурах и первых театральных работах Эйзенштейна заимствования были самые разные: от традиционной западноевропейской карикатуры до авангардной живописи Экстер. Этот период отличается вполне естественной для молодого возраста эклектикой и быстрой сменой стилистических ориентиров:

3

Клоун, Джентльмен. 1914 (с. 42)


4

Неравный брак. 1914 (с. 46)


5

Альберт I, Франц-Иосиф I
Вильгельм II, Вильгельм II и Мехмед V
1915 (с. 60)


6

Плачет бедный Nicolas
Нет у душки ни кола
1917 (с. 62)


7

Эскизы костюмов персонажей комедии дель-арте:
Панталоне, старый Арлекин, юный Бригелла
Эсмеральда и старый Бригелла
1917 (с. 91)


8

Эскизы костюмов:
Эсмеральда и Арлекин, персонажи комедии «Забавы на воде и на поле» (1754)
Гигант и Бадур, персонажи комедии «Женщина-змея» Карло Гоцци
1917-1918 (с. 92)


9

Эскизы костюмов персонажей пьесы «Мексиканец», по Джеку Лондону
1920 (с. 104)


10

Эскиз костюма леди Макбет. 1921 (с. 109)


11

1921 (с. 111)


12

13

Эскизы костюмов персонажей пьесы «Дом где разбиваются сердца»
Леди Уттерворд и промышленник Менген
1922 (с. 116, 119)

Период первых заимствований представлен 143 рисунками и эскизами Эйзенштейна в возрасте от 15 до 24 лет (с. 26-119). Судя по отсутствию в книге работ 1923-1928 годов, в это время маэстро рисование несколько забросил.

Вторая волна заимствований рождается во время его зарубежной командировки 1929-1932 гг.
От европейских сюрреалистов Эйзенштейн усваивает новые для себя приемы деформации, а затем в Мексике – внешние мотивы из искусства ацтеков и мексиканского барокко. На этой основе формируется отныне весьма устойчивая манера Эйзенштейна-рисовальщика: прием-мотив в его отвлеченных работах теряет случайность, подминает тему и материал, «формует» образ в визуальное клише (наброски к «Ивану Грозному» не в счет, в них, напротив, тема и материал разрушают манерность).
В сериях некиношных рисунков зрелого Эйзенштейна предстают вереницы клишированных образов:

14

Из цикла «Самсон и Далила». Мексика, 1931 (с. 154)


15

Из цикла «Стигматизация». Мексика, 1932 (с. 157)


16

Из цикла «Прометей». Москва, 1932 (с. 168)


17

Из цикла «Реваншисты». 1933 (с. 173)


18

Из цикла «Витражные окна», 1934 (с. 174-175)


19

Из цикла «Жизнь покидающая тело», 1939 (с. 198)


20

Из цикла «Парки», 1947 (с. 298-299)



Поверхностность культуры (при всей ее ширине), инфантилизм.
Отсюда такие на редкость плоские, китчевые рисунки:

21

Иоанн Креститель (из цикла «Темы из Д.Г.Лоуренса»)
1944 (с. 259)


22

Леонардо да Винчи. Мексика, 1931 (с. 159)


23

Прекрасная трагедия. Воскрешение в памяти Нижинского. 1944 (с. 286)


То, что простительно для подростка, эпатирующего приятелей, – срамота в исполнении их величества – и по содержательному уровню напоминает отстрел ворон в дневниках Николая II.
Впрочем, Вяч. Вс. Иванов представил на это иную точку зрения – «озорство»: http://kogni.narod.ru/eisenstein.htm Соблазнительная, но скользкая позиция.
Оставаясь на более твердых почвах, я бы отнес к «озорству» более находчивую и выразительную картинку Эйзенштейна:

24-а

«Советский чиновник». 1946 (с. 294)



Надо отметить, что тяга к комическому, проявившаяся еще в юношеском увлечении Эйзенштейна карикатурой, не пропадала и в его поздних рисунках. И когда он не держался «художественной позы», из-под его карандаша выходили очень неплохие, а порой и превосходные скетчи:

30

«Автопортрет». 1940-е (с. 270)


25

Из цикла «Воспоминания о путешествиях». Алма-Ата, 1942 (с. 251)


27

Из цикла «Райвоенкомат». Алма-Ата, 1942 (с. 253)

Для сравнения ставлю следом одного из «высокохудожественных» Себастьянов автора:

28

Из цикла «Св. Себастьян». 1937 (с. 184)
Дряблость линии и полная невнятность формы.



И последнее. К тем рисункам, в которых Эйзенштейн, казалось бы, поднимается на достойный художественный уровень, почти всякий раз обнаруживается дискредитирующий их выразительность вариант:

29

Отчаяние. 1937 (с. 179)


30

Террор. Испания. 1939 (с. 196)


Думаю, что причина столь закономерной случайности творческих удач Эйзенштейна на поприще художника-графика кроется в иллюстративности, подчиненности литературному началу в его рисунках. В отличие от внелитературных (или выходящих за пределы литературных тем) рисунков действительно больших художников.

31. П (1921)

Пикассо. Всадник. 1921


32. М. (1937)

Матисс. Художник и модель. 1937
.
Tags: *Эйзенштейн, арткритика, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments