Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Точность неуверенности

«Как давно это было... Или нет – как давно этого не было»

Казалось бы, вариация фразы, – а смысл меняется в самом существе.
Впрочем, это различие еще над заметить, встрепенуться от усыпляюще-привычного звучания того и другого. Даже в данном случае, когда оба варианта прямо сопоставлены, не сразу доходит, насколько противоположны эти две ситуации. И всё их различие – в голове, в отношении к ним, в том, что Пруст показывал как утрату или обретение времени.

Удивительно, но это сопоставление встретилось в утомительном советском романе, в котором оказалось для меня единственным чисто художественным впечатлением. Вот точная, хотя и сокращённая цитата:
«Как давно это было – босиком по берегу. Или нет – как давно этого не было. <...> Он начисто забыл о том, что каждое утро устраивает восход. И всё это будет продолжаться, когда Лосева уже не станет».

Роман называется «Картина» (1979), автор – тот, о котором Ахматова в январе 1963-го сказала:
«А о Гранине больше не будут говорить: “это тот, кто написал такие-то книги”, а – “это тот, кто погубил Бродского”. Только так» (Л.Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. М., 1997. Т.3, с.139)

Неудивительно – но занятно – то, что, перемежая чтение «Картины» и сборника высказываний о Прусте в русской литературе, встретил в последнем вот такие мысли Бродского:

«В этот зимний день в конце первого года последнего десятилетия двадцатого века я вглядываюсь в наше столетие и вижу шесть замечательных писателей, по которым, я думаю, его запомнят. Это Марсель Пруст, Франц Кафка, Роберт Музиль, Уильям Фолкнер, Андрей Платонов и Сэмюэл Беккет.
<...> Предполагаемая трудность, которой авторы эти столь знамениты, проистекает из описания ими совершенно другого свойства жизни – неуверенности. <...> Их романы пишутся согласно «логике» неуверенности и потому довольно часто остаются незаконченными. Подумайте о «Замке» Кафки, «Человеке без свойств» Музиля, платоновском «Чевенгуре». Но даже произведения Пруста и Фолкнера, строго говоря, нельзя рассматривать как завершенные, то же относится и к Беккету. Ибо эпос никогда не кончается, поскольку он центробежен, и такова же неуверенность.
Источником ее все расширяющегося движения, ее центробежной силы в произведениях великолепной шестерки является точность. Точность неуверенности – необычайный генератор для
самой неуверенности или стиля ее выражения. Ее постоянно растущий радиус есть объяснение их стилистического новаторства».
(И.Бродский. По ком звонит осыпающаяся колокольня (доклад на юбилейном Нобелевском симпозиуме в Шведской Академии 5-8 декабря 1991 года) // Марсель Пруст в русской литературе. М., 2000, с.157,160-161)
.
Tags: *Пруст «В поисках утраченного времени», Бродский
Subscribe

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments