Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Картинки с выставки

Еще один вспомогательно-иллюстративный пост для Википедии – на этот раз к статье о Всемирной выставке 1925 года в Париже.

1

Одна из афиш выставки



2

3

Медаль участника выставки; автор – французский медальер Пьер Тюрен (1891-1968)
Одна из таких медалей хранится в Доме Константина Мельникова


4.

Еще комплект афиш выставки



Обзорная статья из журнала «Новый зритель», № 22 (2 июня 1925 года), с. 10-12:

1

2

3




2

Вид на мост Александра III и Гран-Пале
Журнал «Прожектор», № 9 (15 мая 1925 года), с. 6




1

«Прожектор», № 10 (31 мая), с. 32.
Вид с аттракционами можно сориентировать по этой крошечной картинке:

70-а




План выставки из Путеводителя (Paris, arts décoratifs, 1925 : guide de l'exposition):

52

Центральная ось выставки проходила от площади между Большим и Малым дворцами – через мост Александра III – и далее по эспланаде к Дому Инвалидов.

Еще одна версия плана:

5


Кстати, в интернете за план выставки 1925 года часто выдают фрагмент плана Всемирной выставки 1937 года, – с центральной осью, проходящей от Эйфелевой башни через мост Йены к дворцу Трокадеро (пример: http://www.arthurchandler.com/1925-art-deco-exposition )


Экспонаты выставки размещалась в национальных павильонах, в Большом дворце (Гран-Пале) и в различных сооружениях на эспланаде Инвалидов.
План экспозиции в Гран-Пале:

6.




Со структурой разделов конкурсной части выставки теперь можно ознакомиться в недавно сооруженном (вашим покорным слугой) вики-списке:
Список советских экспонентов, награждённых на Всемирной выставке (1925)




7

Обложка официального каталога выставки





8.1

Каталог советского раздела (227 стр., издан в Париже) не надо путать со сборником статей о советском разделе (94 стр., издан в Москве). Обе обложки сделал А.Родченко.

8.2

Экземпляры из Национальной библиотеки Франции




9. f.37

Один из ранних мельниковских эскизов проекта советского павильона

Ниже – окончательный вариант (Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика — М.: Искусство, 1985, илл.37-39.):

10. f.38

11. f.39




Павильон сооружала бригада из местной фирмы «Плотники Парижа».
Начало строительства (март 1925):

12.



Мельников осуществлял авторский надзор за строительством:

13.

фото из собрания Канадского центра архитектуры




14

Снимок, возможно, той же фотосессии
(из книги: Кузнецов П. В. Павильон в Париже (1925) / Новые материалы о жизни архитектора и о его проектах // Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей. — Berlin, Москва, 2017, с.58.)




Здесь павильон СССР уже построен, но еще далёк от открытия (оно будет 4 июня). Слева, за обрезом кадра — мраморно-тяжеловесный павильон Италии; на заднем плане, за мачтой и деревом просматривается башенка со шпилем второго соседа — павильона Великобритании:

15



Фотографии до 20 апреля:

1

«Прожектор», № 8 (30 апреля), с. 5
Справа на заднем плане — павильон Югославии



А это уже летний снимок:

16




Сфотографировать мельниковский павильон целиком не удавалось из-за деревьев, окружавших его с боковых сторон.
Но нам поможет макет:

17. макет 1973

Музей архитектуры имени А. В. Щусева. 1973
Павильон был окрашен по предложению А. Родченко в красном, сером и белом цветах.




Фотографий интерьеров Павильона СССР найти пока удалось очень мало:

1

(тов. Красин - в цилиндре)

2

«Прожектор», № 14 (31 июля), с.14-15



18



Мельников спроектировал еще и комплект выставочных киосков:

19.

20.

из книги: Константин Степанович Мельников…, илл.47




Киоски сооружали те же мастера, что и павильон, о чем в архиве Мельникова сохранилась свидетельства:

21. f.63

Лист из деловой документации на строительство компанией «Плотники Парижа» киосков Торгсектора СССР на выставке в Париже. 22 мая 1925 г.
из книги: Кузнецов П. В. Павильон в Париже…, с.63



12 киосков, построенных по проекту Мельникова, расписывали Александра Экстер и Виктор Барт в той же цветовой гамме, предложенной Родченко.
Здесь продавались фарфор, книги, ковры, вышивки, кружева:

22. f.45

23



В одном из зданий галереи эспланады советскому разделу были предоставлены 1 или 2 комнаты для экспонирования интерьера «Рабочего клуба» А.Родченко...

24.

25.



...и макета «Избы-читальни» на 250 человек А.Лавинского:

33



Прилагаю еще две таблицы из комплекта, выпущенного в том же году (Искусство в быту: 36 таблиц. — М., 1925. (Приложение к журналу «Красная Нива» на 1925 г.). Табл. 8 и 9.)

27.

28.




Самое представительное по художественной значимости собрание экспонатов советского раздела демонстрировалось не в национальном павильоне, а в Гран-Пале, где СССР получил около 500 кв. м. площади:

29

30

Здесь были макеты Башни III Интернационала В.Татлина и Памятника 26-ти бакинским комиссарам Г.Якулова-В.Щуко, рекламные плакаты Родченко, отделы «Кустари» с народными промыслами и игрушкой, фарфора и самый яркий отдел всей советской экспозиции – театральный.

31.

из собрания РГАЛИ



3-метровый макет Башни Татлина:

4

фото из Каталога советского раздела выставки, с.171


Макет Якулова-Щуко был поменьше, высотой около метра:

3

Каталог..., с.172




32.

Театральная экспозиция СССР
О представленных на ней авторах и работах рекомендую исчерпывающую статью Елены Струтинской: «К счастью, есть русские». Раздел советского театра на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 года // Вопросы театра, 2008, № 3-4 – http://sias.ru/upload/voprosy_teatra/2008_3-4_152-192_strutinskaya.pdf


А мы продолжим смотреть картинки...

34

А.Веснин. Эскизы костюмов к спектаклю «Человек, который был Четвергом». Камерный театр, 1923. Постановка А.Таирова
Каталог..., с.192


и сцена из этого спектакля:

35

«Декоративное искусство СССР. Москва—Париж 1925», с.75




36

«Ромео и Джульетта». Камерный театр, 1921. Постановка Таирова, сценография А.Экстер
Декоративное искусство…, вкладка с.68-69




37

«Смерть Тарелкина». Театр Революции, 1922. Постановка Мейерхольда, сценография В.Степановой
Каталог… с.191



38

Л.Попова. Афиша спектакля театра Мейерхольда
Декоративное искусство…, с.42




39

Набивная шаль «Годовщина Революции»
Декоративное искусство…, с.45




40

С. Чехонин. Тарелка «РСФСР»
Каталог… с.187


И еще немного фарфора – агитационного…

41


42

Декоративное искусство…, с.27 + вкладка с.48-49


...и с ненавязчивой агитацией к чему-то иному:

43

А.Матвеев
Каталог… с.186


...а здесь – сочетание обеих тем:

44

палешанин Н.Г.Тихонов
Каталог… с.183



45

В.В.Хвостенко. Расписной поднос «Прощание с бойцом Красной Армии» и др.
Декоративное искусство…, вкладка с.28-29




46

«Пахарь» – работа Ивана Голикова, одного из крупнейшего мастера Палеха
Декоративное искусство…, вкладка с.8-9




47

Палехский деревенский «Жирный Вторник»
Декоративное искусство…, с.35



А вот прелестная «советская свадьба»:

48

Декоративное искусство…, с.22




49

Эту ладейку сваял дореволюционный спец. по стилю «а ля рюсс» – Александр Владимирович (Нилович) Дурново
Каталог… с.181




50

А эти шахматы «Красные и Белые» – Вятские кустари
Декоративное искусство…, с.34


И, напоследок, картинка из рекламного раздела «Декоративного искусства…»

51

.
Tags: *Мельников К., *Родченко, *выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments