Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Платье герцогини Германтской

Вспоминая наряды прустовской герцогини, обычно упоминают ее эффектное красное платье из 3 и 4 томов «Поисков». А вот в финале романа, где на «балу масок» герой-рассказчик проводит немало времени в обществе герцогини Германтской, ее облик оказывается настолько заслонен гротескными портретами других персонажами, что почти не отпечатывается в памяти.
И все же вчитаемся в текст Пруста:
«...мне только что удалось приблизиться ней, протиснувшись сквозь двойной ряд любопытствующих, которые, даже не осознавая, как действует на них великолепное искусство нарядов и гармоничность облика, потрясенные этой рыжеволосой головой и розовато-золотистым телом, едва виднеющимся сквозь черные кружевные чешуйки и россыпи драгоценностей, любовались им, наследственными изгибами его линий, как если бы это была какая-нибудь священная рыба, осыпанная драгоценными камнями, Гений-покровитель семейства Германтов...»
(7 том, «Обретенное время»)

Это черное платье хранится сейчас в Москве, в Бахрушинском музее, и представлено на сайте Госкаталога весьма непрезентабельными фотографиями:

1

Платье из черного пан-бархата с узким облегающим лифом на широких атласных бретелях. Нижняя часть лифа клиновидная. Застежка на спине на металлические крючки. Грудь задрапирована черным атласом, собранным мягкими складками. От центра драпировки снизу вверх пришита гирлянда из 9 черных роз, украшающая правую часть груди. Юбка длинная на черном шелковом подкладе, со шлейфом. Нижняя юбка из черной сетчатой ткани.
Рукав съемный накладной, до локтя, заложенный тремя мягкими складками, с широкими воланами в нижней части. Воланы на подкладке из черного шелкового репса.
Франция, 1970-е; художник Дениз Фужероль
пан-бархат, х/б ткань, репс, шелк, капроновая сетка
лиф: дл. переда 30 см., юбка: дл. пер. части 110 см., дл. зад. части 181 см. Дл. рукава 38,5 см.

Это платье – сценический костюм Майи Плисецкой для роли герцогини Германтской в телеверсии балета Ролана Пети «Перебои сердца» по мотивам романа «В поисках утраченного времени».
Национальный балет Марселя, телеканал France 3 (1981)

Оно демонстрировалось на выставках из собрания Бахрушинского музея, посвященных Майе Плисецкой, – в Москве в 2015 году (слева, без рукавов) и в Новосибирске в 2019 (справа, в полном комплекте)

2

А вот так черное платье герцогини Германтской выглядело на Плисецкой в финальной сцене фильма-балета:

3


В 2006 году этот фильм-балет был показан на телеканале «Культура». Весь ли полуторачасовой фильм или отдельные его части – не знаю.
На ютюбе есть 13-минутный ролик с финальной картиной, как раз той, в которой герцогиня Германтская является герою в черном платье и олицетворяет собой (по замыслу создателей балета) идею Смерти:




Из оформления сохранившегося в интернете анонса телепоказа видно, что Майя Плисецкая в этом фильме-балете выступала по крайней мере еще в одной сцене – и в другом платье, красном:

4

https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/31114/


После некоторых поисков удалось найти небольшой видеофрагмент из французской версии, который предварен титром: «Герцогиня Германтская» – с Плисецкой, танцующей в красном платье:





И, кроме того, есть еще один эпизод французской версии, с Плисецкой в белой тунике, он предварен титром: «Ла Берма... или шедевр драматического искусства...», а первые его кадры идут под архивную запись голоса Сары Бернар.
(Берма в романе Пруста – стареющая великая актриса, одним из ее прототипов считается Сара Бернар)




К сожалению, в интернете крайне мало информации об этом фильме-балете.
Известно, что в 1974 году Ролан Пети силами возглавляемого им Национального балета Марселя поставил двухактный балет «Пруст, или Перебои сердца» (Proust ou les intermittences du cœur) на сборную музыку Бетховена, Дебюсси, Форе, Франка, Ана, Сен-Санса и Вагнера. С 1974 по 1988 год этот балет был показан во многих странах мира, а в 1981 году была создана его телеверсия, в которой приглашенной звездой выступила Майя Плисецкая.

Но на многие вопросы ответы найти пока не удалось:
Выступала ли Плисецкая в сценической версии балета? В какой степени для ее участия в фильме Ролан Пети изменил исходную хореографию?
Какое отношение к черному платью Плисецкой для роли герцогини Германтской имеет Большой театр, о котором даны сведения в Госкаталоге?
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4583182
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4583116
Почему, по этим сведениям, художником платья считается Дениз Фужероль – в то время как в титрах фильма художником костюмов значится Кристин Лоран?
.
Tags: *Пруст «В поисках утраченного времени», *балет, Плисецкая
Subscribe

  • Матисс. Капелла в Вансе (2)

    В связи с бурной общественной реакцией на 150-летие Матисса дополню юбилейный пост еще рядом доисторических фотографий: У достраивающейся…

  • Как рисовал Матисс

    Ниже будет представлено исключительно интересное письмо Лидии Делекторской о технологии портретных зарисовок позднего Матисса – на примере нескольких…

  • Матиссу – 150. Капелла в Вансе (1)

    Андре Матисс (31 декабря 1869 – 3 ноября 1954) «Я надеюсь дожить до 8 часов сегодняшнего вечера, когда мне стукнет 78 лет. Хотя ничего не может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Матисс. Капелла в Вансе (2)

    В связи с бурной общественной реакцией на 150-летие Матисса дополню юбилейный пост еще рядом доисторических фотографий: У достраивающейся…

  • Как рисовал Матисс

    Ниже будет представлено исключительно интересное письмо Лидии Делекторской о технологии портретных зарисовок позднего Матисса – на примере нескольких…

  • Матиссу – 150. Капелла в Вансе (1)

    Андре Матисс (31 декабря 1869 – 3 ноября 1954) «Я надеюсь дожить до 8 часов сегодняшнего вечера, когда мне стукнет 78 лет. Хотя ничего не может…