Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Роберт Шуман не виноват!

Вероятно, только восприятие музыки способно дать самое «убедительное доказательство» навязчивой природы штампа.
Когда в голове сотый раз прокручивается какой-то мотив – порой, вполне «благоприобретенный», как первая тема из «Детских сцен» Шумана, воспроизводящаяся в каждой из 16 серий фильма «Подстрочник» (пересмотренном мною на днях).
Но самое поучительное в том, что штамп, как правило, идет не от музыки, не от Шумана, в данном случае. И даже не от чрезмерной повторяемости мелодии (которую допустил прекрасный режиссер Дорман). Нет, штамп возникает от впечатлённости слушателя этой мелодией и от его собственного желания ухватить ее, зафиксировать в своей памяти – чтобы вновь и вновь насладиться чудесным впечатлением. Механизм восприятия способен подстраиваться под желание потребителя, но действует при этом простыми средствами – он срабатывает клише, штамп мелодии. И сей легко добытый суррогат не только становится заменителем музыки, но и начинает квартировать в голове слушателя, жить там своей собственной жизнью, порой крайне утомительной.
Вот от живописи или прозы подобного подвоха мне получать не приходилось. Зато от музыки (и, отчасти, еще от поэзии) – весьма нередко.
Tags: восприятие искусства, пальцем в небо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments