Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Постскриптум ко вчерашнему о Менухине

Сейчас слушал подряд бетховенский концерт в исполнении Когана (1966: https://youtu.be/dRSSKQU2z6c ) и опять в исполнении Менухина (1962: https://1-9-6-3.livejournal.com/585300.html ).
На редкость интересное сравнение.

У Леонида Когана с оркестром Луи де Фромена единое повествовательное движение.
Они все куда-то плывут, и вторая часть – это смена первой большой картины на вторую, вновь открывшуюся на их совместном пути. И третья часть – это еще один, новый порыв общего движения куда-то вперед (с мотивами проплывающих мимо, уходящих картин). Даже большая каденция в конце первой части выстроена Коганом в канве этой общей повествовательной драматургии, в которой музыка Бетховена узнаваема и привычна для восприятия.

А у Иегуди Менухина с Колином Дэвисом совершенно иной дуэт и прямо противоположная интерпретация! В прологе оркестр задает похожий ритм движения, но направление и инициативу движения с первых же тактов перехватывает соло. Процессия останавливается, будто подошедшая к какому-то месту, откуда слышится непостижимое и услаждающее пение. Раз за разом в глубине процессии возникают бурные призывы двигаться дальше, вперед – но ответные, никуда не ведущие мелодии соло останавливают всякое устремление куда-либо.
– Куда, зачем вам плыть?
– Ах, надо нам куда-то плыть!..
– Вы уверены? Зачем? Вы уже приплыли, вслушайтесь…
Вторая часть – вхождение в этот райский сад. И если в первой части оркестр и соло шли в контрапункте, то во второй части они сходятся в единеном состоянии завороженности.
Третья часть здесь – самая загадочная. Вроде бы всё ясно: общий танец в дивном саду. Но отчего же слышны эти тревожные отголоски в хоре и печально-танцевальные мотивы соло? И последняя каденция смущает душу очень большими вопросами.

Конечно, не один Менухин сотворил это чудо – Дэвис приложил изрядную долю своего творчества.
Но так необычно переакцентировать всю сольную партию, наверное, мог только Менухин.
Tags: *музыка, Менухин, восприятие искусства
Subscribe

  • «Бедный кавалер»

    Попытаемся рассмотреть известную картину Павла Федотова «Свежий кавалер» (1846, ГТГ) с точки зрения ее художественного качества. Сюжет…

  • О художественном качестве. Пушкин

    «Во всей мировой литературе я знаю только двух поэтов, стихи которых до такой степени закономерны в звуковом отношении: Вергилий и Пушкин. Ни…

  • О художественном качестве

    Как нашему брату, зрителю, оценить для себя (и в умной беседе с друзьями) художественное качество какой-нибудь заинтересовавшей нас картины? Не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments