Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Морис Дени о Сезанне


Натюрморт с драпировкой


 

«…Попробуем повесить рядом три натюрморта – Мане, Сезанна и Гогена. Мы сейчас же увидим объективность Мане; он копирует природу «через темперамент», он передает ощущения художника. Гоген более субъективен. У него декоративная, даже иератическая интерпретация природы. Глядя на натюрморт Сезанна, мы думаем только о живописи. Ни изображенные предметы, ни субъективное отношение художника не останавливает нашего внимания…

Живопись постоянно колеблется между выдумкой и подражанием. То она копирует, то она выдумывает. Таковы ее варианты. Но, воспроизводит ли она объективную реальность или передает чувства художника, она является искусством конкретной красоты, и наши чувства должны получать от произведения искусства, независимо от изображенного сюжета, непосредственное удовлетворение, чисто эстетическое удовольствие. Живопись Сезанна и есть такое настоящее искусство, которое критику трудно определить, а осуществить на деле кажется даже невозможным. Сезанн изображает предметы, но вовсе не точно, он не привлекает нас сюжетом, связанным с какой-нибудь мыслью или чувством…

Серюзье говорит про Сезанна: «Это чистый живописец. Его стиль – это стиль живописца, его поэзия – это поэзия живописца. Назначение изображенного предмета, само понятие предмета исчезают перед очарованием красочной формы. О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать. В этом духовность Сезанна…»

 

Из статьи «Сезанн». 1907

 

Tags: Дени, Сезанн, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments