Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

«Шерер и Набгольц». История фотографической фирмы.



Шерер Мартин Николаевич (? – 14 августа 1883)

Набгольц Георгий Иванович (? – 15 октября 1883)

В конце 1860 г. баденский поданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц, временно московские купцы 1-й гильдии, приобрели известную не только в Москве, но и на всю Россию фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы имени прежнего владельца. Так появилась фотографическая фирма, которая оставила большое наследие будущему поколению: виды городов, портреты современников, каталоги художественных, антропологических, мануфактурных и других выставок. Фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера».

Сам М.Н.Шерер был великолепным фотографом. Он снял первую фотографическую панораму Москвы (с храма Христа Спасителя; издана в 1867 г.).
За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды – права изображать на изделиях российский герб. Но этим правом Мартин Шерер и Георгий Набгольц уже не пользовались, так как в 1867-1868 гг. они сдали фирму в аренду А.И. Мею. Уехав в Германию, Шерер обосновался в Дрездене, открыл там фотоателье.
Альберт Иванович Мей (1842-1913) арендовал фирму с условием сохранения ее прежнего названия (в новое название ввели только знак «Ко»). Арендный способ передачи оставлял за фирмой ее прежние заслуги и права, в том числе право воспроизводить на своих работах прошлые награды (медаль Фотографической выставки 1865 г., изображение российского герба, пожалованного за выполнение государственного заказа) и выполнять заказы императорского двора, т. Е. называться «фотографом Его Императорского Величества».
С 1868 г. по 1896 совладельцем фирмы был М.А.Шиндлер.
К концу 1870-х гг. фирма «Шерер, Набгольц и Ко» зарекомендовала себя одной из лучших в различного рода фотопечатных работах. Это было замечено на Московской фотографической выставке 1882 г., где А.И.Мей и М.А.Шиндлер получили серебряную медаль. Председатель Московского биржевого комитета Н.А.Найденов, поручил им исполнить фотогравюры и фототипии с фотографий для своего масштабного издания альбомов с видами Москвы.


Н.А.Найденов. Москва. Соборы. Монастыри и церкви. 1882-1888 гг.

Деятельность фирмы в 1882 г. была отмечена еще одной наградой: правом изображать государственный герб (это был уже второй герб на бланке фирмы). В 1896 г. на выставке в Нижнем Новгороде Шиндлер и Мей были удостоены этой высокое награды в третий раз.



До 1894 г. фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 г. ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г. В 1906 г. у фирмы появился телефон.
Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фотографии и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. Ателье любили посещать актеры, композиторы, писатели, художники. Услугами А.И.Мея пользовался Л.Н.Толстой; портреты его получались настолько удачными, что их брали за основу для гравировальных работ художники А.Бем (1900), Г.Вейль (1901), Г.Карпунин (1910), И.Рундальцев (1910) и др.
Фирма «Шерер, Набгольц и Ко» участвовала во всемирных фотографических выставках, например, в 1897 г.в Стокгольме. Очень популярными были выпускаемые фирмой серии открыток: типы народов России и виды городов, которые исполнялись не только по собственным фотографическим работам, но и по снимкам других фотографов. С 1910 г. фирма стала издавать и цветные фототипии.









Особенным в жизни А.И.Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого Времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. На рубеже веков Фирма «Шерер, Набгольц и Ко» стала самым большим заведением по изданию тематических открытых писем в стране.

По материалам справочника Т.Н.Шиповой
«Фотографы Москвы (1839-1930)». М., 2006

Tags: старые фотографии, фотоискусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments