Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Русские сезоны в Париже. Часть I


Сергей Дягилев. Рисунок Жана Кокто



Сергей Дягилев представляет





Лев Бакст. Эскиз костюма вакханки к «Нарциссу». 1911.
Центр Помпиду, Париж


По материалам книги М.Н.Пожарской «Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929» М. Искусство. 1988. Макет и оформление Н.И.Калинина.











Плакат-афиша Русских сезонов с изображением Анны Павловой по рисунку Валентина Серова. 1909


Гастрольные спектакли русской оперы и балета, начавшиеся в Париже в 1908 и 1909 годах, получили название «Русских сезонов», так как повторялись в течение ряда лет. Инициатором этих спектаклей были художники группы «Мир искусства» во главе с Александром Бенуа, душой и практическим воплотителем смелого и трудного мероприятия – Сергей Дягилев. С 1911 года, превратившись в постоянную, труппа именуется «Русские балеты Сергея Дягилева»; с 1924 года – «Русские балеты Монте-Карло».



Александр Бенуа. Эскиз гобелена 1-й картины балета «Павильон Армиды» (на музыку Николая Черепнина), сезон 1909.1907. Центальный театральный музей им. А.А.Бахрушина



Александр Бенуа. Эскиз костюма короля Идраота к балету «Павильон Армиды». 1909. Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина



Лев Бакст. Эскиз костюма для еврейского танца к балету «Клеопатра» (на музыку Антона Аренского). 1910. Частное собрание


В руководящий «рабочий центр» дягилевского коллектива в первые годы входили Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Лев Бакст, балетмейстер Михаил Фокин. Им помогали композитор Николай Черепнин, музыкальный критик Вальтер Нувель и балетный критик Валериан Светлов. С 1910 года одной из определяющих фигур в антрепризе становится Игорь Стравинский.



Лев Бакст и балерина. Рисунок Жана Кокто. Начало 1910-х



Игорь Стравинский. Рисунок Пабло Пикассо. 1920


Спектакли-праздненства Русских сезонов, по выражению Жана Кокто, «привели в экстаз» публику и «потрясли Францию». О декорациях и костюмах Бакста, Бенуа, Рериха, Головина писали и говорили не меньше, чем о солистах балета. Прежние опыты «Художественного театра» Поля Фора и «Творчества» Люнье По, пытавшихся в 1890-х годах привлечь к участию в сценических постановках таких художников как Морис Дени и Тулуз-Лотрек, – не стали достоянием широкой публики и были забыты. Декорации, возвышавшиеся над средним ремесленным уровнем, носившие отпечаток индивидуальности художника, были лишь случайными эпизодами в практике того или иного театра. То, что в Русских сезонах декорации и костюмы создавались по эскизам одного и того же художника, что автор эскизов, как и исполнитель-декоратор, переносивший замысел на плоскость сценического холста, были большими мастерами живописи, восхищало и воспринималось как новаторство, ибо было совершенно необычно для французского театра.



Александр Бенуа. Эскиз костюма Арапа к бурлескным сценам «Петрушка» (на музыку Игоря Стравинского). 1911. Музей Большого театра



Александр Бенуа. Эскиз костюма для китайского марша к опере «Соловей»
(на музыку Игоря Стравинского). 1914. ГРМ



Александр Бенуа. Эскиз костюма придворного, несущего соловья в китайском марше оперы «Соловей». 1914. ГРМ


В сезоне 1910 года громадный, в полном смысле триумфальный успех имела «Шахеразада», и львиная доля этого успеха выпала на долю Бакста, художника и автора либретто. Его эскизы к постановке были незамедлительно приобретены парижским музеем декоративных искусств. «Париж был подлинно пьян Бакстом» (А.Левинсон)



Лев Бакст. Эскиз костюма Красной султанши к хореографической драме «Шехеразада» (на музыку Николая Римского-Корсакова). 1910. Частное собрание

«Я часто замечал, что в каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть почувствовано и передано публике действием эффектов, которые производят различные оттенки. Именно это я пытался сделать в Шехеразаде. На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния, – парадоксально, как это может показаться. Имеются красные тона торжественные и красные, которые убивают. Есть синий, который может быть цветом св. Магдалины, и синий Мессалины. Художник, знающий, как извлечь из этого пользу, подобен дирижеру оркестра, способному одним взмахом палочки привести всё в движение и извлечь тысячу звуков, не сделав ошибки. Такой художник может ожидать от зрителя именно тех душевных порывов, которые он хотел в нем вызвать». (Лев Бакст)



Лев Бакст. Эскиз костюма «серебряного» негра к «Шехеразаде». 1910. Музей изобразительных искусств, Страсбург



Лев Бакст. Эскиз костюма одалиски к «Шехеразаде».
1910. Частное собрание



Вацлав Нижинский в «Шехеразаде». Рисунок Жана Кокто. Начало 1910-х

«Нижинский был наименее музыкальным из сотрудничавших со мной балетмейстеров, но зато обладал талантом по другой линии – и одного этого таланта было вполне достаточно. Его мало назвать танцовщиком, в еще большей степени он был драматическим актером. Его прекрасное лицо, хотя оно и не было красивым, могло становиться самой впечатляющей актерской маской из всех, какие я видел. В роли Петрушки он был самым волнующим существом, когда-либо появлявшимся передо мной на сцене». (Игорь Стравинский)



Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. Рисунок Жана Кокто. Начало 1910-х


С 1911 года труппа Дягилева начинает свои странствования. Открывая гастроли весной в Монте-Карло, она продолжает их в Париже, Лондоне, иногда в Риме, проводит часть зимнего сезона в Германии и Австрии.
Многое существенно меняется в расстановке художественных сил внутри антрепризы. Бенуа временно отходит от ее деятельности. Все постановки сезона 1912 года оформляются Бакстом, популярность которого всё растет.



Лев Бакст. Эскиз костюма беотийки к мифологической поэме «Нарцисс» (на музыку Николая Черепнина). 1911. Музей изобразительных искусств, Страсбург



Лев Бакст. Эскиз костюма молодого беотийца к «Нарциссу».
1911. Частное собрание

«Я всегда ставил своей задачей освободиться от пут археологии, хронологии, быта, передать музыку изображаемого». (Лев Бакст)


Лев Бакст. Эскиз костюма Синего Бога для Вацлава Нижинского к балету «Синий Бог» (на музыку Райнальдо Гана). 1911. Частное собрание


Лев Бакст. Портрет Вацлава Нижинского в роли фавна (в хореографической картине «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси). 1912. Уодсворт Атенеум, Хартфорд


Продолжение во второй части…

Tags: Бакст, Дягилев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments