Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Русские сезоны в Париже. Часть II

В 1912-13 годах дягилевская антреприза показывает балеты на музыку современных западных композиторов – Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Райнальдо Гана, Флорана Шмита, к созданию либретто привлекается молодой поэт и художник Жан Кокто, нарисовавший несколько афиш для сезонов 1910-11 годов и уже ставшим в труппе своим.



Жан Кокто. Автопортрет





«Жан Кокто, enfant terrible наших репетиций, никогда не расставался с нами. Похожий на проказливого фокстерьера, он прыгал по сцене, пока его оттуда не выгоняли. «Уходите, Кокто, вы нас смешите!» – кричали мы ему. Но ничего не могло сдержать его веселья, и остроумные замечания так и сыпались с хорошо подвешенного языка… Как будто поклявшись никогда не останавливаться на одном месте, Кокто расхаживал взад и вперед, болтал, его голос слышался то из-за полотен, то в саду, то на балконе, где он нередко разражался блестящими речами». (Тамара Карсавина)



Жан Кокто. Плакат-афиша спектаклей Русского балета с изображением Тамары Карсавиной в балете «Призрак розы» (на музыку Карла Марии фон Вебера). 1911

В канун первой мировой войны эстетика «Мира искусства», его стилистика, поэтизация прошлого устаревала, требовала обновления. Острая, непрекращающаяся борьба всевозможных течений, направлений, группировок, противостоявших друг другу, но единодушно отрицавших искусство предшествующего периода, характерна для этого времени. Дягилев не был бы Дягилевым, если бы не вращался в самой гуще свершающихся событий. Вокруг него в антрепризе создается новый художественный центр.



Пабло Пикассо и Игорь Стравинский. Рисунок Жана Кокто


Место Бенуа занимает Пабло Пикассо, теснее, чем когда-либо, связан с антрепризой Стравинский, чрезвычайно весомо влиягие Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, не только художников, авторов декораций, но консультантов и советников по общим вопросам искусства.



Михаил Ларионов. Эскиз костюма Солнца для Леонида Мясина к балету «Полуночное солнце» (на музыку оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова). 1915. Уодсворт Атенеум, Хартфорд



Михаил Ларионов. Эскиз декорации к миниатюре «Баба Яга» из танцевальной сюиты «Русские сказки» (на музыку Анатолия Лядова), сезон 1917. 1915. Частное собрание



Михаил Ларионов. Сад купца. Эскиз декорации 6-й картины к балету «Шут» (на музыку Сергея Прокофьева). 1921. Национальная библиотека, Вена



Наталья Гончарова. Эскиз костюма св. Андрея к балету «Литургия». 1915. Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина



Наталья Гончарова. Эскиз костюма к балету на духовную музыку «Литургия». 1915. Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина


Одним из самых «своих» стал теперь Жан Кокто, «глашатай сюрреализма», «теоретик художественного бунтарства», как его называли. Кокто пишет либретто и статьи, делает рисунки программ и афиш и, по словам Сержа Лифаря, «властно влияет на хореографию». Это к нему обращены столько раз цитировавшиеся в рассказах о деятельности антрепризы слова Дягилева: «Жан, удиви меня!»



Жан Кокто и Лев Бакст. Рисунок Льва Бакста


В 1918 году вышла книга Кокто «Петух и Арлекин – заметки о музыке». Исследователи называют ее «библией новейших течений модернизма». Основной ее пафос – в отрицании того искусства, которое еще недавно утверждалось деятельностью Русских сезонов и которым еще жили основные спектакли их репертуара: Довольно облаков, туманов,.. ароматов ночи – нам нужна музыка… повседневности… Нам нужна ясность! У поэта всегда слишком много слов в словаре, у художника излишне много красок на палитре, у музыкантов слишком много звуков».
Можно сопоставить с этим высказывание Анри Матисса, непосредственно относящееся к дягилевским спектаклям: «Проблема цвета – это проблема не количества, а выбора. Вначале русский балет, и в особенности «Шахеразада» Бакста, был перенасыщен цветом. Чрезмерная щедрость! Казалось, краски выплескивались лоханями. В целом балет радовал не своей построенностью, а материалом». Существенно добавление, которым Матисс заключает фразу: Однако постановки русского балета облегчили в дальнейшем применение новых средств, которые широко использовались и в самих этих постановках».



Пабло Пикассо. Эскиз костюма Китайца к балету «Парад» (на музыку Эрика Сати). 1917. Местонахождение неизвестно



Пабло Пикассо. Эскиз костюма тореадора к балету «Треуголка» (на музыку Мануэля де Фалья). 1919. Частное собрание


Антреприза Дягилева вступила на путь экспериментов, вовлекая в свою орбиту самых выдающихся музыкантов и художников. Стравинский и Прокофьев, Дариюс Мийо, Франсис Пуленк, Эрик Сати, Жорж Орик пишут для Дягилева оперы и балеты. В число художников помимо Гончаровой и Ларионова – Анри Матисс, Андре Дерен, Жорж Брак, Пабло Пикассо и многие другие. Отдельные спектакли оформляют старые соратники – Бенуа и Бакст.



Пабло Пикассо. Танцовщица. Фронтиспис для сувенирной программы Русских балетов в Монте-Карло, сезон 1923-24 годов



Наталья Гончарова. Набросок двух танцовщиц для хореографических сцен с пением «Свадебка» (на музыку Игоря Стравинского). 1923. Местонахождение неизвестно



Наталья Гончарова. Эскиз женского костюма к «Свадебке». 1923. Местонахождение неизвестно



Лев Бакст. Эскиз костюма Негра к балету «Спящая красавица» (на музыку Петра Чайковского). 1921. Местонахождение неизвестно



Лев Бакст. Эскиз костюма Галиссона, наставника Принца, к балету «Спящая красавица». 1921. Частное собрание



Жорж Брак. Эскиз мужского костюма к балету «Несносные» (на музыку Жоржа Орика). 1924. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Пабло Пикассо. Эскиз костюма Полишинеля к балету «Меркурий» (на музыку Эрика Сати). 1924. Частное собрание



Джорджо де Кирико. Эскиз костюма старика к балету «Бал» (на музыку Витторио Риети). 1929. Местонахождение неизвестно



Жорж Руо. Ночь в порту. Эскиз декорации 1-й картины балета «Блудный сын» (на музыку Сергея Прокофьева). 1929. Уодсворт Атенеум, Хартфорд



По материалам книги М.Н.Пожарской «Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929» М. Искусство. 1988. Макет и оформление Н.И.Калинина.

Tags: Дягилев, Кокто
Subscribe

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Арнхейм и познание сидящей женщины средних лет

    В отличие от «Источника Энгра» арнхеймовский анализ портрета мадам Сезанн написан в более свободной манере, с использованием музыкальных аналогий и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Арнхейм и познание сидящей женщины средних лет

    В отличие от «Источника Энгра» арнхеймовский анализ портрета мадам Сезанн написан в более свободной манере, с использованием музыкальных аналогий и…