Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Три статьи Михаила Айзенберга

 Цикл из трех статей: «О вечном возвращении», «Черный ящик» и «Стихи на свету»

Подсказано здесь: http://ng68.livejournal.com/144352.html

Всего лишь несколько цитат:


"...русскую поэзию второй половины двадцатого века нельзя рассматривать как одну из подобных в ряду европейских литератур. В ней есть что-то иное, особенное. Эта особенность, на мой взгляд, в отношениях новой поэзии с модернизмом вообще и Серебряным веком в частности. 
...Развитие модернизма было здесь искусственно оборвано, и это как бы законсервировало его цветение. Сделало это цветение вечным. Он не исчерпался, не выхолостился, не стал мертвым. Он стал недоступным. Он был за горизонтом, но продолжал излучать энергию. Старые стихи не вызывали ни утомления, ни раздражения. Только восхищение. Воздух культуры был наполнен памятью о великих стихах, и эта память оставалась настолько живой, что сама становилась «художественным событием». 
...Так получилось, что шестидесятые и восьмидесятые годы сошлись над семидесятыми, и шов почти неразличим. Семидесятые лежат в этом провале как черный ящик с нерасшифрованными показаниями. Как вещь в себе. Их опыт не то что не востребован, но совершенно не выведен вовне: не стал признанным вектором последующего развития. Их интуиции проросли в другие времена исподволь и неприметно, а идеи вышли на свет (уже ближе к девяностым) переодетыми, травестированными, под чужими масками. 
...Семидесятые потребовали от человека достаточно изощренных технических навыков существования. Например, умения держаться в пустоте.
...Только неожиданная точность сообщает поэтическому произведению внутреннюю логику. Можно согласиться, что такая «лирическая» точность – понятие не вполне определенное, но всегда заметно, когда она исчезает. Ее место занимает нечто совершенно расплывчатое, требующее какого-то дополнительного – лежащего за пределами произведения – «центра тяжести»..."


P.S. Жаль только, что в красивых схемах Айзенберга нет места внестилевым художникам

 

Tags: Айзенберг, арткритика
Subscribe

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • «Ибо бытие никогда не умещается в существующее…»

    Из статьи Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения» (1984) – предисловия к сборнику Пруста «Заметки об искусстве и литературной критике»…

  • О понимании и восприятии

    «Понимание – это то, что можешь пересказать, восприятие – то, чего не можешь; принимать одно за другое опасно». ( М.Л.Гаспаров. Записи и выписки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments