Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

О совершенстве творчества

tania_al , просмотрев в моем журнале сканированные посты с тыняновским «Промежутком», рекомендовала в ответ статью Игоря Меламеда «Совершенство и самовыражение» (http://imelamed.livejournal.com/ - в нескольких последних постах), за что я ей очень признателен.

 Собственно, отсылка к статье была непосредственно связана как раз с Тыняновым, с обменом впечатлениями о весьма жестком упоминании его персоны в статье Меламеда. По этому узкому вопросу могу сказать лишь то, что этот, несколько неожиданный (в контексте статьи) пассаж в адрес Тынянова и его деятельности по разработке «чудовищной науки о поэзии», крайне эмоциональный и, вероятно, имеющий некую предысторию, столь далекому (или недалекому) читателю как я, показался слишком неопределенным и темным, а потому не интересным.

Но речь не об этом. 

Впечатлила сама статья. Захватил авторский посыл о «благодатно даруемом [поэту] совершенстве», о том, что «совершенство через художника являет миру отзвук божественной гармонии», о том, что «совершенная поэзия имеет метафизическую природу». Этими тезисами И.Меламед сформулировал некий универсальный ключ, с помощью которого раскрывал читателю примеры удач и промахов в творчестве целого ряда русских поэтов.

Но, как известно, универсальные ключи отрицают те замочные скважины, которые не подходят им своей «несовершенной» конфигурацией. В данном случае такой «неправильной конфигурацией» оказалось творческое усилие поэта. «Совершенная полнота меры не может быть достигнута или восстановлена несовершенным творческим усилием», – пишет И.Меламед, несколько замаскировано выводя перед читателем свой главный и не доказанный аргумент – о принципиальной несовершенности творческого усилия.

С этой возвышенной точки зрения автор обозрил поэтические горизонты XX века, дал множество интересных, но порой односторонних оценок, и ближе к финалу статьи заключил, что «гармонический строй и лад, строение и состав русской поэзии формируется благодатно… все эти гармонии [лучших поэтов] – оттенки и вариации одной и той же гармонии, одного чудесно созданного строя и лада».

Красиво.

Но, на мой взгляд, очень прямолинейно.

Примерим последние выводы к истории живописи и представим себе такую фразу: «гармонический строй и лад, строение и состав французской живописи  XIX века формируется благодатно… все эти гармонии [Делакруа, барбизонцев, импрессионистов и постимпрессионистов] – оттенки и вариации одной и той же гармонии, одного чудесно созданного строя и лада». Звучит весьма сомнительно.

Или: «совершенная полнота меры не может быть достигнута или восстановлена несовершенным творческим усилием Сезанна». Извините, но это несерьёзно! Творческие открытия Сезанна (Тициана, Веласкеса) – это не только воплощенные образы, но и метод, раскрывающийся и изменяющийся шаг за шагом на протяжении жизни  – это выдающиеся, совершенные творческие усилия, в которых даже очень подготовленный зритель не сможет отличить божественную благодать от руки мастера.

И еще, уже из комментария:

«Творческая личность является не источником собственного творения, а его проводником из высших сфер».

В условно-абстрактном смысле это, может быть и так. Но в реальной жизни художник есть нечто большее, чем проводник, инструмент. В реальной жизни он – и творец (по образу и подобию), можно сказать  –творящий инструмент. И его самовыражение может быть в высшей степени ценным и значимым для зрителя-читателя. Самовыражение – как собственный стиль автора, складывающийся на протяжении его творческой жизни, как подлинный автопортрет художника.

Интеллект художника строит композицию. Постигая ее, зритель вслед за мастером поднимается, развивается сам. Только проникая в произведение вслед за его великим создателем, мы начинаем осознавать меру глубины образа, и только на каком-то этапе нам открывается нечто, что, возможно, было дано автору откровением свыше. Но возможно, было только одной из ступенек его собственного творческого развития.

А дарованное свыше остается непостижимым для интеллекта – им можно только наслаждаться.

 

У Блока есть прекрасные слова: «Кто такой поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно, он пишет стихами потому, что он поэт, потому что он приводит в гармонию слова и звуки…»

Благодать снисходит на поэта, но гармонию создает он сам – воплощает образ в форме и материале, экспериментирует, преодолевает косность и инерцию своего времени и пространства. Так не будем отказывать поэту в способности идти трудным и уникальным путем.

 

Tags: арткритика, литературная критика
Subscribe

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Птютя и розовый бутон

    Птютя – это соседская ворона, воспитанница Ани А. А я, вот уже полгода, – ее главный поставщик яичный скорлупы. Там еще три котяры и две собаки в…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Птютя и розовый бутон

    Птютя – это соседская ворона, воспитанница Ани А. А я, вот уже полгода, – ее главный поставщик яичный скорлупы. Там еще три котяры и две собаки в…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…