?

Log in

No account? Create an account

О Розе Тамаркиной. Часть 2

« previous entry | next entry »
Aug. 6th, 2008 | 07:00 pm



В 1940 г. Тамаркина блестяще заканчивает московскую консерваторию – ее имя вносится на доску отличия. В этом же году она вышла замуж за пианиста Эмиля Гилельса. Будущее вырисовывается перед ней в самом радужном свете – ее волнуют новые творческие замыслы, концертные программы, гастрольные поездки… Однако война неожиданно и резко ломает всё. Вместо увлекательных гастролей ей, как и другим, приходится столкнуться с тяготами эвакуации, с бесчисленными жизненными невзгодами и трагедиями, обрушившимися в ту пору на миллионы людей. К тому же, некоторое время спустя у Тамаркиной обнаруживаются первые симптомы тяжелого заболевания, перед которым врачи в конце концов окажутся бессильными.

Впрочем, ее занятия не прекращаются. С 1941 г. Тамаркина – аспирантка консерватории. Вначале у нее тот же руководитель, что и прежде – А.Б.Гольденвейзер. Однако спустя два года она переходит к профессору К.Н.Игумнову.




К.Н.Игумнов. Фотография с дарственной надписью Розе Тамаркиной. 1947

Музыкант редкого обаяния, любимец московской публики, Константин Николаевич Игумнов пользовался в 30-40-е годы большой популярностью у пианистической молодежи. Его класс посещали в разное время Лев Оборин, Яков Флиер, Мария Гринберг, Наум Штаркман… Игумнов обладал особым звуковым мастерством. Фортепиано поистине преображалось под его руками. Он извлекал из инструмента звук редкой красоты, в котором не было и следа деревянного призвука, подчас свойственного туше некоторых пианистов. Однажды услышанный, этот по-особому мягкий и напевный звук запоминался навсегда.
Вполне естественно, что Тамаркину интересовал своеобразный творческий стиль Игумнова. Тем более, что он в некоторых принципиально существенных моментах отличался от художественной манеры ее прежнего учителя. В чем-то даже контрастировал этой манере. Тамаркина внимательно присматривалась к художественной практике Игумнова, и ей всё более близкими становились его звуковые поиски и находки, тонкая внутренняя разработка деталей исполняемого, проникновенность и благородство выражения. Привлекала ее в педагогической работе Игумнова и то, что она была направлена на свободное развитие духовного начала в учениках. Тамаркина чувствовала, что многое может почерпнуть у Константина Николаевича – поэтому и решилась на такой нелегкий шаг, как переход из класса в класс, от одного педагога к другому. Надо отдать должное А.Б.Гольденвейзеру: он сумел понять свою ученицу. Не отторгнул ее, не перестал уважать и ценить ее талант.
Два года, проведенные в аспирантуре у Игумнова, во многом усовершенствовали мастерство пианистки. Несмотря на трудные условия, она много концертировала – в Свердловске, Новосибирске, Алма-Ате, Фрунзе.



В конце 1942 г. Тамаркина выступала в Москве, в Большом зале консерватории. Владимир Софроницкий, пришедший на репетицию перед концертом, чтобы послушать ее интерпретацию «Симфонических этюдов» Шумана, очень высоко оценил исполнение пианистки, считая его блестящим. Подобные оценки выдающихся мастеров и широкая популярность, сопровождавшие ее творчество с самых ранних лет, не исказили характера Розы Тамаркины – как случается, и нередко, в артистической среде. Окруженная почитанием, освещенная лучами славы на протяжении едва ли не всей своей недолгой жизни, она не изменила самой себе, своей человеческой природе. Не возвела себя – внутренне, психологически – на некую вершину, которая столь же возвышает человека в собственных глазах, сколь и отдаляет его от других.


1938

В мемуарах, посвященных Тамаркиной, постоянно наталкиваешься на упоминания о ее «врожденном чувстве такта», о том, что она «держалась естественно, обращалась с людьми приветливо и просто», – хотя, разумеется, и не теряла при этом чувства собственного достоинства. Несомненно, она знала цену своим достижениям. Скорее всего, не преуменьшала их, поскольку дались они с огромным трудом. В тоже время она «никогда не давала повода думать, что считает себя исключительной натурой». По словам близких, она была «хорошим товарищем», более того, «любимицей» тех, с кем ей приходилось общаться.
В 1943 году у Тамаркиной появляются первые признаки тяжелого заболевания. И прежде она не отличалась хорошим здоровьем (в 1938 г. грипп вызвал осложнение на правую руку, что не позволило ей участвовать на конкурсе в Брюсселе). Весной 1944 г. врачи поставили безнадежный диагноз – рак лимфатической железы. Розе только исполнилось 24 года.
Первое время родные скрывали от нее истинное положение дел – пока болезнь давала знать о себе сравнительно редко. Тамаркина по-прежнему много работала, разъезжала по стране с концертам, закончив аспирантуру, стала ассистенткой профессора Игумнова. В октябре 1945 г. в письме английской пианистке Муре Лимпани она делится своими планами: «…Сейчас настроение у всех нас бодрое, хорошее. После такого блестящего завершения войны, после таких грандиозных побед нашей великой армии хочется еще больше работать, совершенствоваться… Я сейчас много занимаюсь, собираюсь на гастроли в Ленинград и другие города, хотя нахожу это несколько утомительным, в чем с Вами согласна, но всё же долго засиживаться в Москве не люблю…»


Роза Тамаркина после исполнения Второго концерта Рахманинова
Большой зал Ленинградской филармонии. 1947

Она любила играть, любила эстраду, обладала прирожденной художественной смелостью, которая не так уж часто встречается даже у самых больших артистов. В самых трудных условиях, отнюдь не располагавших к выступлению, она сохраняла самообладание и, что всего важнее, не утрачивала творческого вдохновения. В последние годы жизни она нередко выступала с высокой температурой, но слушатели, зачарованные ее игрой, получали от исполнения Тамаркиной полнокровные звуки радости жизни и незабываемые ощущения одухотворенности и полета фантазии. И лишь немногие знали, что артистка угасает.
В октябре 1949 г. в Большом зале Московской консерватории состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня смерти Шопена. Роза Тамаркина исполнила на нем Второй концерт для фортепиано с оркестром Шопена – тот самый, который она играла когда-то в Варшаве. Последнее концертное выступление Тамаркиной состоялось в феврале 1950 года. 5 августа ее не стало.
Музыку и жизнь были для нее неразделимы. Она не представляла себя без выступлений. «Врачи говорят, что если бы я совсем не играла и совершенно отказалась бы от концертов, это значительно продлило бы мою жизнь. Но зачем мне такая жизнь?»


Вечер памяти Р.Тамаркиной. Играет Л.Коган
(на заднем плане – А.Б.Гольденвейзер, М.В.Тамаркина, Я.Флиер).
2 сентября 1958

Время идет, и имя Розы Тамаркиной, ставшее легендой для слушателей 30-40-х годов, уже почти не известно нынешним поколениям любителей музыки. Слишком мало было сделано записей ее игры – все они умещаются на трех дисках (выпущенных в отреставрированном виде два года назад стараниями компании «Виста Вера» и музыковеда Олега Черникова).







Но дело не только в недостатке записей. Тамаркина ушла из жизни в пору нового подъема отечественного музыкально-исполнительского искусства, который последовал за окончанием Великой Отечественной войны. Это время было счастливым для концертной сцены, насыщенным многообразными и интересными событиями. Продолжили свой славный артистический путь Л.Оборин, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Рихтер, Э.Гилельс (расставшийся с Тамаркиной в 1943 г. и с тех пор избегавший любых упоминаний о ней). Наряду с опытными мастерами, всё громче и увереннее заявляют о себе молодые таланты – победители различных международных состязаний и конкурсов, число которых неуклонно увеличивается. Б.Давидович, Т.Николаева, В.Ашкенази, Л.Власенко, Д.Башкиров, Н.Штаркман, Э.Вирсаладзе – эти и многие другие артисты оказываются в центре внимания специалистов и любителей музыки в 50-60-е годы.
С 1958 года в стране организуется свой международный конкурс – имени П.И.Чайковского, который становится ведущим событием каждого четырехлетия, отодвинув для отечественной музыкальной общественности все другие международные конкурсы на второй план. Советская пианистическая школа, сложившаяся в 30-40-х годах, заняла в три последующие десятилетия ведущие позиции в мире. К сожалению, педагогов масштаба Нейгауза, Игумнова и Гольденвейзера в последующее время уже не появлялось, и эти позиции к концу столетия были утрачены. Новая, российская исполнительская школа пока еще не поднялась на уровень выдающихся достижений. Тем насущнее становится сейчас обращение к именам мастеров середины XX века. Среди первых из них – имя Розы Владимировны Тамаркиной. Несмотря на трагически короткую жизнь, она сумела вписать одну из ярких и неповторимых страниц в историю отечественного и мирового пианизма.


Роза Тамаркина. 1946

Текст составлен по материалам статей и воспоминаний Г.Цыпина, Я.Мильштейна, А.Гольденвейзера, Г.Нейгауза, Я.Зака, Т.Николаевой, опубликованных в сборнике «Воспоминания о Розе Тамаркиной», М.1989

Рахманинов. 2-й концерт, часть 1. Играет Роза Тамаркина (copy 2).wma
Рахманинов. 2-й концерт, часть 2. Играет Роза Тамаркина.wma
Рахманинов. 2-й концерт, часть 3. Играет Роза Тамаркина.wma
Шопен. Фантазия f-moll, op.49.Играет Роза Тамаркина.wma
Шуберт - экспромт №2.wma

Link | Leave a comment |

Comments {54}

Татьяна Алексеева

(no subject)

from: tania_al
date: Aug. 6th, 2008 03:45 pm (UTC)
Link

Огромное спасибо Вам за этот интересный и подробный рассказ.

К стыду своему, я даже не знала о Розе Тамаркиной (и узнала только благодаря Вам). Вы правы - её имя сейчас совсем не на слуху, и тем дороже и ценнее проделанная Вами работа.

p.s.

И простите за занудство, это абсолютная мелочь, но в заключительной части дважды повторяются несколько абзацев (после фото Л.Когана на вечере памяти Р.Тамаркиной).

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 6th, 2008 04:01 pm (UTC)
Link

Спасибо за Ваш отзыв, очень рад, что ее искусство и жизнь вновь становятся известны.
(и спасибо за подсказку, исправил)

Reply | Parent | Thread

t_nadya

(no subject)

from: t_nadya
date: Aug. 6th, 2008 03:48 pm (UTC)
Link

Большое спасибо!Не только молодые,и средний возраст -мало кто слышал о такой необыкновенной пианистке и личности.
И педагогов такой харизмы нет,я в юности была на мастер-классе Г.Нейгауза-так 50 лет помню,а игра его несчастного Ста-нислава... На ТВ лет 45 назад был фильм-концерт Станислава Нейгауза,по-моему "Баркарола",неужели и следов нет?Где бы
узнать?

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 6th, 2008 04:06 pm (UTC)
Link

К сожалению, про Станислава Нейгауза не могу ничего подсказать, но есть сайт семьи Нейгаузов, посмотрите - возможно там есть информация.
А у Генриха Нейгауза есть прекрасная книга "Об искусстве фортепианной игры", которой можно зачитываться, вовсе не зная нотной грамоты и не будучи музыкантом - там очень много сказано об искусстве в целом.

Reply | Parent | Thread

velmistr

(no subject)

from: velmistr
date: Aug. 6th, 2008 04:15 pm (UTC)
Link

Низкий Вам поклон! Очень давно искал сколь-нибудь подробную информацию о ней, но кроме небольшой статейки в "Сов. музыке" не находил ничего. Такие имена забывать нельзя.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 6th, 2008 04:44 pm (UTC)
Link

Спасибо Вам!
Был еще в 2006 году небольшой фрагмент о Розе Тамаркиной в передаче "Черные дыры. Белые пятна", практически на этих же материалах.

Reply | Parent | Thread

erg_23

(no subject)

from: erg_23
date: Aug. 6th, 2008 04:31 pm (UTC)
Link

Огромное спасибо за напоминание, за статью о прекрасной пианистке, о прекрасном человеке! Чего стоит только замечание: "Но зачем мне такая жизнь!" Я, конечно, слышала о ней (в молодости) , но все это уже подзабыто (вдали от родины это, увы, случается).

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 6th, 2008 04:55 pm (UTC)
Link

Благодаря интернету это стало так просто сделать.
Я очень рад!

Reply | Parent | Thread

Ирина Левина

(no subject)

from: il_ducess
date: Aug. 6th, 2008 04:32 pm (UTC)
Link

Спасибо за очень интересный пост. Я совсем ничего не слышала про эту пианистку. Да жалко, когда такую творческую личность быстро забывают.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 6th, 2008 04:58 pm (UTC)
Link

Слава Богу, остались записи - есть что действительно вспомнить и послушать.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: ex_primaver
date: Aug. 7th, 2008 12:14 am (UTC)
Link

«Врачи говорят, что если бы я совсем не играла и совершенно отказалась бы от концертов, это значительно продлило бы мою жизнь. Но зачем мне такая жизнь?»

Она как играла, так и жила - полной жизнью, full force. Какая потрясающая личность. Спасибо еще раз, что рассказали нам о ней.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 7th, 2008 02:43 am (UTC)
Link

Я только в небольшой степени воздал должное.
Спасибо и Вам, дорогая primavera.

Reply | Parent | Thread

polar_bee

(no subject)

from: polar_bee
date: Aug. 7th, 2008 04:39 am (UTC)
Link

Восхищен мужеством, талантом и обаянием Розы Тамаркиной!
Таких людей дОлжно помнить.
И - Спасибо Вам за Вашу работу!

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 7th, 2008 05:15 am (UTC)
Link

Спасибо! Хотелось не только напомнить, но и передать возможность что-то открыть ее искусством. Если это удалось - значит не зря работал.

Reply | Parent | Thread

nayturs

(no subject)

from: nayturs
date: Aug. 7th, 2008 06:21 am (UTC)
Link

Спасибо, очень интересно. Тоже ничего о ней не слышал. И какая трагическая смерть! Неужели ничего нельзя было сделать, несмотря на то, что болезнь обнаружили на ранней стадии?..

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 7th, 2008 08:00 am (UTC)
Link

Конечно, делали всё, что могли (даже испытывали на ней новые лекарства, которые потом помогали продлевать жизнь другим людям), но...

Reply | Parent | Thread

gtn

(no subject)

from: gtn
date: Aug. 10th, 2008 01:51 pm (UTC)
Link

Примите сердечную благодарность.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Aug. 10th, 2008 01:53 pm (UTC)
Link

Спасибо, очень приятно.

Reply | Parent | Thread

kaparipincopa

(no subject)

from: kaparipincopa
date: Feb. 12th, 2009 04:41 pm (UTC)
Link

Не удалось ничего ни скачать, ни просто послушать. Но я попробую найти где-нибудь ещё. Спасибо

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Feb. 12th, 2009 05:30 pm (UTC)
Link

Они долго не хранят файлы, если их не скачивают периодически.
Но вот экспромт Шуберта еще не удалили.

Reply | Parent | Thread

pianotime

ученица-художник

from: pianotime
date: Nov. 22nd, 2010 11:09 am (UTC)
Link

довольно критично надо изучать беседы с Розой Тамаркиной.
Не думаю, что ей, девочке из Киева, талантливой, но практически ничего не умеющей было ясно, какой подвиг был совершен Гольденвейзером. Он писал в дневниках, о девочке из Киева, ничего не умеющей и за первый год прошедшей 50 этюдов Черни, Оп. 740... Это был педагогический подвиг. Перельман метко заметил, что учитель не хамелеон , меняться не может.... выросшей Тамаркиной хотелось перемен, ей хотелось не наставника, а духовного учителя, не базы, а тонкой шлифовки.... Личные разочарования, болезнь, делали характер Тамаркиной не проще...

Преклоняясь перед пианисткой, просмотрев видеозапись, хотелось бы все же напомнить о колоссальной роли Гольденвейзера в становлении так рано ушедшей от нас Розы Тамаркиной.

Reply | Thread

Максим

Re: ученица-художник

from: 1_9_6_3
date: Nov. 22nd, 2010 05:31 pm (UTC)
Link

Вы пишите о "беседАХ с Розой Тамаркиной", но, к сожалению, для изучения сохранилась лишь одна ее беседа - интервью Вицинского, часть которого войдет и в новую книгу.

Роль Гольденвейзера в становлении Тамаркиной велика и бесспорна.
Так же, как очень существенным стал и тот дополнительный импульс, который ей дал Игумнов.
Но, кстати, есть еще одна любопытная точка зрения, что на становление Тамаркиной-музыканта сильное опосредованное влияние оказал и Яворский - благодаря киевским занятиям Тамаркиной в классе ученицы Яворского, Н.М.Гольденберг.

Reply | Parent | Thread | Expand

elaneil

(no subject)

from: elaneil
date: Jan. 23rd, 2011 04:40 pm (UTC)
Link

я впервые услышала о Розе. когда мне было 15 лет. Но. тогда. в 1960-м ее уже не было. И вот. благодаря вам и современным технологиям. интернету. я смогла осуществить свою давнюю мечту и услышать и увидеть!
Спасибо вам огромное. А класс Гольденвейзера в московской кнсерватории вижу как будто вчера. Я часто в юности после концерта в малом зале обязательно "гуляла" по классам. В классе Гольденвейзера на стенах было много фотографий. и среди них - замечательные - вместе с Львом Толстым в Ясной Поляне. Голедвейзера мне довелось увидеть незадолго перед его смертью, он выходил из класса. а я сидела в коридоре на подоконнике и слушала.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Jan. 23rd, 2011 04:48 pm (UTC)
Link

Очень рад, что могу дать Вам и новую информацию о только что вышедшей большой книге о Розе Тамаркиной:
http://1-9-6-3.livejournal.com/270741.html

Reply | Parent | Thread | Expand

ada22

(no subject)

from: ada22
date: Jan. 27th, 2011 04:08 am (UTC)
Link

Спасибо за замечательный рассказ о преждевременно ушедшей пианистке Розе Тамаркиной. Сознаюсь, я, музыкант, скрипачка, не знала о ней. Тем более было интересно прочесть (и надеюсь прослушать) о Р,Тамаркиной.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Jan. 27th, 2011 04:39 am (UTC)
Link

Замечательная все-таки штука - интернет! Этой записи уже больше двух лет, а вот уже второй отклик за последнюю неделю. Как Вы нашли ее?

Вот эта ссылка может Вам пригодиться: http://yudinkostik.livejournal.com/185800.html#cutid1
в конце поста и в комментариях есть адреса, где можно послушать и даже скачать записи Тамаркиной.

Reply | Parent | Thread | Expand